Последние годы в СМИ (в первую очередь, на страницах специализированных изданий) зародилась дискуссия о возможности объединения футбольных чемпионатов двух стран – России и Украины. Причина появления таких дискуссий удивлять не должна – главный финансист Партии регионов Ринат Ахметов давно и безнадежно болен футболом. Да и спортивно-футбольное хозяйство уже прочно обосновалось в руках ближайшего окружения Ахметова: Борис Колесников возглавлял оргкомитет по проведению Евро 2012, Сергей Бубка – президент НОК, Равиль Сафиуллин до недавнего расформирования был главою Госслужбы молодежи и спорта.
Вообще, впервые на самом высоком государственном уровне об идее объединения двух чемпионатов заговорили еще во времена первого премьерства Виктора Януковича, а именно, в 2004-ом году. Но последующие события повернулись затем так, что в дальнейшем любое гипотетическое объединение, в котором фигурирует название «Россия» считалось, как минимум, сдачей государственных интересов. Да и сейчас, с учетом предательства Януковича своих избирателей, обсуждение темы объединенного чемпионата существенно заглохла.
Мы же отойдем от политики, и попытаемся проанализировать лишь спортивно-финансовые возможности гипотетического совместного чемпионата, нивелируя любвеобильные исторические экскурсы о жизни «хохлов» и «кацапов».
Итак, в чем сложности подобного объединения и как их возможно (если возможно вообще) решать.
Пункт 1. Гигантские расстояния России в сравнении с компактной Украиной
Это один из главных доводов противников объединения, которые утверждают, что большинство украинских клубов просто не потянут транспортные расходы, связанные с перелетами. Впрочем, доля лукавства здесь изрядная. Абсолютное большинство клубов РПЛ находятся в европейской части России. Смотрим географическую прописку, например, текущего состава клубов РПЛ – 4 из Москвы, 1 из Питера, по 2 из Краснодара, по 1 из Нижнего Новгорода, Казани, Ростова, Екатеринбурга, Томи, Самары, Перми и еще 2 с Северного Кавказа. По сути, под формулировку «далеко лететь» с натяжкой подпадает Пермь, Екатеринбург, ну и точно Томск. А если брать расстояния, например, с Харькова или Донецка, то большинство клубов РПЛ будут ближе находиться, чем те же львовские «Карпаты».
Пункт 2. От Украины в объединенном чемпионате смогут выступать реально 4, максимум 5 клубов
На сегодняшний день это правде. Командам уровня «Ворсклы» или «Ильичевца» особо делать в объединенном чемпионате будет нечего. Но опять же, не стоит забывать, что современный футбол максимально коммерциализирован. До 90-х годов прошлого века никто толком не слышал о какой-то провинциальной «Парме», а затем команда с появлением мощного финансирования взяла 3 (три!) еврокубка. А кто до 2005 года серьезно рассуждал о «Челси»? Команда была банкротом наравне с «Лидсом», и вылет казался только вопросом времени… Тот же «Шахтер» времен Советского Союза был достаточно скромной провинциальной командой. Это мы к тому веду, что глупо ориентироваться не на силу соперника, а на его слабость.
Пункт 3. Украинские и российские футбольные клубы принципиально по-разному финансируются
Вот это, кстати, чуть ли не реально единственное превосходство украинского футбола перед российским. У нас футбольный клуб – это частная собственность, которая управляется президентом и финансируется по его усмотрению. Как управляется и как финансируется – это уже другой вопрос (за исключением четырех собственников, остальные президенты клубов особо деньги в отечественный футбол вкладывать не спешат).
В России дела с финансированием клубов обстоят иначе. За исключением московского ЦСКА, все остальные футбольные клубы являются целевыми проектами или крупных корпораций («Газпром» у «Зенита», «Лукойл» у московского «Спартака»), или целых отраслевых ведомств (РЖД у «Локомотива», например). С одной стороны, это позволяет вкладывать в клубы просто-таки колоссальные деньги (в Украине с такими монстрами может соперничать только СКМ Ахметова), но есть здесь и своя проблема. Финансирование в любой момент может закончиться и тогда футбольный клуб не просто «испытывает трудности» - он совсем исчезает. Так были ликвидированы ФК «Москва» и «Сатурн», таким же образом почти угробили легендарное московское «Торпедо», так канул в небытие волгоградский «Ротор», и точно также исчезло с десяток клубов поскромнее (и это только примеры клубов, которые хотя бы сезон поиграли в «вышке!).
Пункт 4. Проблема лимита на легионеров
Вопрос здесь даже не в самом лимите, а в том, считать ли в таком случае российских и украинских футболистов легионерами в объединенном чемпионате. За примером рекомендуем обратиться в Европу. Например, в мадридском «Реале» игрок, имеющий голландский, французский, итальянский (и дальше по списку стран-ЕС) паспорт не является легионером. Но и это еще не все, если клуб найдет пару-тройку толковых игроков из Бразилии или Аргентины (которые не являются членами ЕС, если кто не знает), то игроку, который не вписывается в лимит, просто выдадут паспорт гражданина ЕС. О чем это говорит? Только о том, что в Европе лимита, как такового просто не существует.
Пункт 5. Проблема определения представительства клубов к участию в еврокубках
Противники объединения отстаивают позиции, что даже при гипотетическом объединении чемпионатов, украинские и российские клубы в еврокубках должны выступать отдельно. Честно говоря, позиция не совсем понятна. Смысл вообще говорить об объединении, если в нем изначально будет отсутствовать спортивный принцип? При всем уважении к чемпионатам двух стран, все же выигрыш Кубка Лиги Европы на данный момент куда престижнее, нежели победа в РПЛ или УПЛ. А потому будет странным, если, например, «Днепр» займет, скажем, в турнирной таблице 12 место, и все равно будет выступать в еврокубках «по украинской квоте». При таком подходе проводить какое-то объединение просто бессмысленная идея.
Пункт 6. Судейство
Достаточно острая проблема. В украинских условиях, например, конфликты возникают даже в том случае, когда судья имеет прописку из соседней области по отношению к клубу, который он судит в конкретном матче. О чем говорить тогда, если киевское «Динамо» и, скажем, московский «Локомотив» будет судить судья из Новосибирска. Любая ошибка против киевлян (а судейские ошибки в футболе – это составная часть, собственно, самого футбола) будет трактоваться исключительно как заговор «москалей» и не меньше.
Приглашение судей из-за рубежа тоже не выход – это окончательно добьет судейский корпус двух стран, который в Европе и без того достаточно низко котируется. За опытом предлагаю обратить взоры все в ту же Европу, в частности, в Англию. Там существует профессиональная коллегия судей, которые получают достаточно высокую зарплату и для которых судейство – это не доходное хобби, а единственная высокооплачиваемая работа. Пожалуй, создание подобного профессионального корпуса судей – это единственный способ решения данной проблемы.
Пункт 7. Позиция УЕФА
Здесь, собственно, и обсуждать нечего. Если УЕФА будет против, то никакого объединения не состоится. Участие в еврокубках для украинских и российских клубов все же выше, чем возможность снова совместно «пинать мяч».
Пункт 8. Инфраструктура
Противники объединения заявляют, что в России помимо пьяных русских и медведей с балалайками, лежит вечная мерзлота, а полей как таковых до мая и после сентября просто не существует. Спорить не будем – большинство полей в РПЛ, действительно, ни к черту не годятся. Даже в текущем розыгрыше Лиги чемпионов, московское ЦСКА в окбятре (!) вынуждено играть в Санкт-Петербурге (!!), потому что на 11-миллионную Москву (!!!) нет ни одного стадиона уровня ЛЧ.
Ранней весной и поздней осенью на чем-то непонятном играют такие клубы как «Зенит», ЦСКА и «Рубин» (это, на секундочку, последние чемпионы РПЛ), что же говорить о других клубах. Но. Если кто-то думает, что в Луганске футбольное поле чем-то лучше, чем в той же Казани, то он весьма далек от реалий отечественного футбола. Это, во-первых. А во-вторых, напомню, не только Украина приняла чемпионат Европы по футболу, но и Россия в 2018 году примет мировое футбольное первенство. А это значит, что поля там будут, да еще и крытые, что позволит играть на них даже зимой.
Хотя на данный момент нужно признать неоспоримый факт – на всю Россию имеется один достойный стадион у московского Локомотива. Даже «Лужники» со своими пафосными пятью звездочками не в состоянии прижить у себя настоящий газон.
В общем, не все так просто в объединении двух чемпионатов. Проблемы, как видим, существуют (и это далеко не все), и решать их возможно только при обоюдном желании. Мы специально не поднимали вопрос, а хотят ли болельщики двух стран такого объединения. Хотя бы потому, что болельщики разные и кто-то «за», а кто-то категорически «против». Единственное, в чем мы убеждены полностью, подобные решения должны принимать люди, которые вкладывают в развитие футбола свои личные деньги. Дополнительно напомним, что никто футбольных болельщиков не спрашивал в 1991 году, хотят ли они развала союзного первенства.
Иван Летов, специально Вести UA
Популярное сейчас:
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News