Украинцам обещают провести кардинальную налоговую реформу и снизить большинство ставок примерно на 10%. И хотя такие изменения все еще вызывают большой скепсис, без налоговых нововведений в 2023-м не обойтись. О том, как и кому могут пересчитать налоги в следующем году, читайте в материале OBOZREVATEL.
- Что будет с налогами в Украине
Офис президента еще несколько месяцев назад удивил экономистов заявлением о грядущем резком снижении налогов (до 10% по ключевым ставкам). Расчеты, как компенсировать потерю бюджетных поступлений, никто не опубликовал.
"Я хочу, чтобы все поняли, что "10-10-10" – это не догма. Возможно, это будет 8-12-9 или 11-7-12. Не важно, какова будет цифра. Просто мы понимаем, что сама цифра около 10% – точка безубыточности по оптимизации налогов. С другой стороны, это достаточно конкурентоспособная цифра, если мы конкурируем с налоговой системой с другими государствами", – заявил замглавы Офиса президента Ростислав Шурма в интервью СМИ. Кроме того, предлагают также ввести налог на снятие наличных (около 10%).
В Минфине эту идею не одобрили. А замглавы комитета по вопросам финансов и налоговой политики Ярослав Железняк рассказал: он лично пытался добиться расчетов от идеологов такого шага, но документы так и не получил.
"К сожалению, ни один человек, принимавший участие в этом экономическом шапито, не предоставляет такую информацию. Ростислав Шурма (заместитель председателя ОП, который анонсировал реформу. – Ред.) ссылался на мифических экспертов. Эксперты – на Минэкономики. А в Минэкономики вообще говорили, что они к этому не причастны. А когда международные партнеры спросили в Офисе президента, реальная ли это реформа, им сказали, что это политический пиар", – рассказал Ярослав Железняк.
Однако определенные налоговые нововведения все-таки ожидаются. Среди них:
Отмена сниженной ставки в 2% для "ФОПов" третьей группы (по словам главы профильного комитета Даниила Гетманцева, решение планируют реализовать в следующем году). Ставку снизили с 5 до 2%, а лимит по годовому доходу увеличили до 10 млрд. Такое новшество в первые месяцы полномасштабной войны должно было способствовать сохранению бизнеса. Однако теперь, когда ситуация относительно стабилизировалось, появилась необходимость вернуть ставку хотя бы до 5% и пополнять казну.
Сейчас бюджет в большей степени финансируется за счет международной помощи. А армию должны обеспечивать за счет собственных доходов. Если не отменить налоговые льготы, есть риск, что средств на армию может просто не хватить.
Есть и ряд приятных для налогоплательщиков инициатив. Например, вместе с Минцифрой профильный комитет Рады разрабатывает законопроект, который фактически освободит "ФОПов" от необходимости коммуницировать с налоговиками. Вместо них это будут делать банки, а зарегистрироваться физлицом-предпринимателем можно будет с помощью Дії.
Также в комитете анонсируют:
Э-акциз. Движение товара под специальным QR-кодом от производителя к поставщику.
Э-аудит. Плательщик, одним щелчком подавая декларацию, может перед представлением ее проверить через ПО налоговой, установить риски и их исправить, а ГНС после этого не может предъявить никаких других рисков. Никаких выездных проверок.
Предзаполнение налоговой декларации за плательщиков физлиц, в том числе "ФОПов" налоговой.
Смарт-"ФОП" или полное администрирование налогов банком.
- Что будет с налогами после войны
В Кабмине, Раде и Офисе президента нет единой идеи, как должно работать налоговое законодательство в Украине. Условно есть два противоборствующих лагеря: одни активно призывают к детенизации и скептически относятся к идее снижать налоги (к этому лагерю относится и Минфин), другие – верят, что резкое снижение налоговой ставки позволит бизнесу выйти из тени: налоги будет платить большее количество предприятий и это якобы компенсирует их снижение. Но вот точных расчетов нет и до конца войны, вероятно, быть не может.
Даже сторонники снижения налогов говорят: нужны четкие расчеты. Железняк заявил об идее пересмотреть в сторону снижения размеры налогов на зарплаты (НДФЛ, ЕСВ). Но также заметил, что такую идею можно рассмотреть, когда появятся демографические данные, анализ влияния такого решения на доходы бюджетов.
Это крайне чувствительный вопрос. С одной стороны, политикам выгодно говорить о том, что налоги для украинцев будут снижаться. Но с другой стороны, вместе с этим стоит говорить и о том, что денег на повышение пенсий не будет. С каждой зарплаты украинцы платят единый соцвзнос (22%), собранные деньги поступают в Пенсионный фонд и тут же распределяются между пенсионерами.
Соотношение работающих и пенсионеров и до войны было критическим (один работающий содержал одного пенсионера). В результате войны такое соотношение может ухудшиться. В результате, к примеру, с белой зарплаты в 12 тыс. грн размер ЕСВ составит 2,6 тыс. грн. Часть этой суммы пойдет на социальное страхование (на случай больничного, потери трудоспособности), а остальное – на пенсии. Вот и выходит, что с таким уровнем зарплат и таким размером взноса украинские пенсионеры не могут рассчитывать на достойную старость.
"Сейчас я верю в меньшие шаги, не меняющие налоговые правила игры глобально, но упрощающие жизнь бизнеса. Например, большая проблема нашей налоговой – это сложность администрирования", – говорит Ярослав Железняк.
Однако, если Офис президента все-таки сможет реализовать свою реформу и добиться значительного снижения налогов, перед Украиной откроется два пути: либо жесточайший бюджетный кризис и возврат к старым налогам, либо же расцвет бизнеса на фоне низкой налоговой нагрузки. Но тут также стоит напомнить, что такие нововведения невозможно реализовать без консультации с международными партнерами. Если раньше в первую очередь такие шаги нужно было согласовывать с МВФ (они давали и дают кредиты и следят за тем, чтобы бюджетные средства эффективно расходовались, а бюджет пополнялся), теперь же важно будет получить одобрение и в Еврокомиссии. Украина получила статус кандидата в ЕС, и главной задачей после победы будет вступление в Евросоюз. А там есть определенные лимиты, например, ни одна из стран-членов не может устанавливать размер НДС ниже 15%. И это будет касаться и Украины.
Хорошая новость: внутри условной команды "Слуги народа" (к которой можно отнести и одноименную парламентскую фракцию, и ОП, и Кабмин) есть определенная конкуренция взглядов, что позволяет балансировать и сглаживает слишком рискованные решения. Например, "слуга народа" Даниил Гетманцев, который возглавляет налоговый комитет, очень осторожно относится к реформе "10-10-10". А без согласия его комитета принять такой закон будет крайне сложно. Также достаточное количество скептиков есть и в составе Кабмина.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News