Пожалуй, больше всех, кого взбесили военные действия на Кавказе 8 августа 2008 года, были китайцы. Потратить более 2 млрд долл. на организацию самой дорогой в истории спортивных игр Олимпиады и в день открытия занять второе место в мировых информационных сообщениях... Такое могли сделать только русские и грузины.
Вообще, слова «война» и «Кавказ» вполне синонимичны. Только за последние 20 лет в регионе произошли абхазо-грузинский, грузино-осетинский, осетино-ингушский, армяно-азербайджанский военные конфликты, а также Первая и Вторая чеченские войны. Это из крупного. А «крупное» по кавказским меркам — это когда количество жертв исчисляется тысячами. О рядовых «инцидентах» в этом контексте даже упоминать не приходится — на Кавказе людей убивают/калечат/похищают практически ежедневно. Разношерстный конфессионально, этнически и лингвистически регион уже много веков служит примером того, как людям не стоит жить по соседству.
Однако даже на фоне более кровопролитных двух чеченских войн или практически межгосударственного армяно-азербайджанского конфликта события 8 августа 2008 года стоят особняком. Грузино-осетинская (как трактуют ее в России) или российско-грузинская война (как называют ее в остальном мире) показала, что ялтинская система международных отношений практически изжила себя. После распада Советского Союза мир не стал «одновекторным» или «многовекторным» — он стал миром двойных стандартов.
Кто виноват
События, приведшие к военным действиям в августе 2008-го, возникли не спонтанно. Мятежная республика еще накануне развала Союза объявила о своем суверенитете. Аргументы осетин сводятся приблизительно к следующему тезису — мы имеем такое же право на независимость, как и грузины.
В свою очередь, независимость Южной Осетии в Тбилиси вообще никогда не воспринимали серьезно, и реакция на такое «недогосударственное недоразумение» сводилась к пунктам:
а) вы живете на нашей земле;
б) у вас уже есть своя республика за Рокским ущельем — переезжайте на север и боритесь за свою независимость там.
Куда болезненнее для грузин была и остается самопровозглашенная независимость Абхазии. «Это лучшее, что у нас было, это жемчужина, изумруд всех грузинских земель. На всем побережье Черного моря нет земли красивее Абхазии. Грузинской Абхазии, потому что это всегда были наши земли. Но нас оттуда выселили, и это самая большая рана каждого грузина», — прокомментировал корреспонденту Inpress.ua отец Кахабера Каладзе (сейчас вице-премьер в правительстве Иванишвили) Карло Каладзе.
Южная Осетия, население которой едва превышает 70 тыс. чел. (соизмеримо со средним сельскохозяйственный районом Украины), раздражала Грузию больше своим географическим месторасположением. Самопровозглашенная республика вклинивается в Грузию своеобразной подковой, нависая над всеми транспортными коммуникациями, связывающие Тбилиси с черноморскими регионами страны.
К слову, этот угрожающий выступ подтвердил и ход боевых действий. Как только русские войска вошли в Гори и перекрыли Военно-грузинскую дорогу, вся страна оказалась фактически разрезана на две части. Централизованного управления в западной Грузии во время войны не было. Русские практически без боя взяли не только Гори, но и военные базы в Сенаки и Поти. Поэтому в военно-стратегическом плане «осетинский выступ» действительно оказался угрожающим.
Кроме того, у Грузии было еще как минимум две причины начать боевые действия. Первая причина, как бы это странно ни звучало, юридического характера. С 2002 года Россия начала проводить массовую паспортизацию населения закавказских республик. И к началу августовской войны в Южной Осетии проживало уже 93% «россиян». Создалась парадоксальная ситуация. Люди получали пенсии, пользовались социальными льготами, выезжали за рубеж как «граждане России», при этом проживали на юридической территории Грузии. По сути, Москва провела паспортную экспансию целого региона.
Вторая причина, почему Грузия начала войну, относится больше к истеричной манере управления государством местного президента. За пять лет своего правления, Михаил Саакашвили увеличил военный бюджет Грузии с мизерных 30 миллионов до 1 миллиарда долларов. В качестве примера интересно привести Украину, у которой военный бюджет в 2008 году составлял... 1,5 млрд долл. В 2008 году 25% доходной части бюджета Грузии уходили на военные нужды. В процентном соотношении это были самые большие расходы в мире (больше даже, чем у КНДР).
Кроме того, Грузия получала от Запада совершенно бесплатно огромное количество военной техники. Что-то списывали американцы, а что-то перепадало за участие грузинского воинского контингента (солидные 2000 чел.) в иракской войне. Таким образом, у Саакашвили за какие-то пять лет под рукой оказалась внешне вполне боеспособная армия, которую хотелось посмотреть «в деле». Да и уверенность у президента Грузии, что Вашингтон его поддержит не только морально, была приблизительно такой же, как уверенность Сталина в том, что «Гитлер не нападет».
Геополитические обиды России
К августу 2008 года Россия попала в полосу серьезных геополитических поражений. По «ее вотчине» — СНГ — покатилась волна «оранжевых революций». Тон в 2003 году задала сама Грузия с «революцией тюльпанов» (когда, собственно, к власти и пришел Саакашвили). Затем был самый болезненный удар с Украиной. Потом «зараза» перекинулась на Киргизию...
Наконец, в феврале 2008 года подавляющее большинство стран Запада признало независимость Косово. Соответствующей резолюции ООН, где Россия является постоянным членом Совбеза, получено не было. И это стал еще одним болезненным ударом для Кремля. В Вашингтоне и Брюсселе показали, что могут продавливать нужные им решения без мнения Москвы. А ООН окончательно превратилось в такой себе архаичный пережиток времен «холодной войны».
Да и во внутриполитической жизни России в то же самое время происходил непонятный для элит бардак. Пришел новый президент — Медведев. Но только сейчас стало понятно, что это был полупрезидент. А тогда, к августу 2008-го, уровень полномочий Медведева не знали не только на Западе и в Грузии, но и в самой России. О чем ярко свидетельствовали «двойные портреты», массово распространенные во всех официальных учреждениях РФ.
Все эти факторы косвенно способствовали развязыванию августовской войны. У Грузии — армия нового образца и полная поддержка Запада, а у России — непонятно что на внешней и внутренней арене.
Во всем виновата Украина
«Агрессия России против Грузии началась с территории Украины, когда военные корабли Черноморского флота вышли к нашим берегам», — это один из спичей президента Грузии, произнесенный им на ноябрьском саммите НАТО в 2008 году. Саакашвили тогда хорошо веселил военных экспертов. Он рассказывал о том, что грузинские войска «разбили 58-российскую армию». Что именно Грузия не позволила России захватить все Закавказье и направиться дальше «к берегам Персидского залива»...
Однако из в общем-то забавных рассказов Саакашвили один факт опровергнуть нельзя. Боевая эскадра ЧФ РФ в территориальные воды Грузии вошла уже 9 августа, т. е. на второй день войны. И если бы Россия специально не готовилась к войне, как об этом заявлял тот же полпред России в ООН Виталий Чуркин, то русские корабли подошли бы к берегам Грузии в лучшем случае к окончанию боевых действий.
Впрочем, фактор Украины в тех событиях определялся не только опосредованным участием. Накануне войны с боевого дежурства были сняты два дивизиона ЗРК «Бук» и переданы вооруженным силам Грузии. С этих же «буков» затем было сбито, по меньшей мере, шесть боевых самолетов РФ (данные до сих пор расходятся). Именно значительные потери в авиации стали самыми болезненными для России. При этом есть все основания полагать, что непосредственное участие в боевых действиях принимали украинские специалисты. Об этом же прямо намекает и подполковник запаса ВВС Украины Вадим Ковнацкий: «Обучить расчет ЗРК за 2-3 месяца практически невозможно. Они могут нажимать кнопки, но сбивать самолеты бы точно не научились. Уверен, без украинских специалистов в той войне не обошлось».
Хотя самым громким конфузом для Украины стал президентский указ Ющенко №706/2008 «Питання перетинання державного кордону України військовослужбовцями, військовими кораблями (суднами забезпечення) і літальними апаратами Чорноморського флоту Російської Федерації, який перебуває на території України». Вопрос не в содержательной части самого указа (согласно которому, русской эскадре запрещено было без прохождения особых процедур возвращаться в Севастополь), и даже не в самом Ющенко. Украина тогда не смогла добиться выполнения указа своего верховного главнокомандующего, выставив себя достаточно нелепо.
Оказывается, врут все
Августовская война 2008 года обнажила еще один неприятный аспект. Миф об незаангажированности и честности западных СМИ действительно, оказался мифом. Вопрос даже не в тональности подачи западными информагентствами перипетий той войны. Выяснилось, что на Западе могут прибегать к откровенным фальсификациям.
То, что у России негативный бэкграунд в западном мире — это в первую очередь заслуга самой России. Однако то, как синхронно и однобоко подавалась информация в антироссийском ключе, в какой-то степени переплюнуло даже легендарные «темники Медведчука».
CNN показывает кадры на которых система «Град» обстреливает Цхинвали с бегущей строкой «Россия штурмует Цхинвал». Характерно, что во время боевых действий на территории ЮО и Грузии военные РФ не вводили системы залпового огня. Другой пример — итальянский канал RIA показывает плачущую женщину возле разрушенного дома, и комментируют, что на картинке грузинский город Гори. Но как только проживающие в Италии осетины узнают в развалинах Цхинвали, сюжет тут же «бесследно пропадает».
А вот фотография от Reuters, победившая на международном антивоенном конкурсе, который был организован уже 9 июля (!). Фотография была сделана в Гори и незамысловато называется «Уносят тело убитой женщины». Организаторы конкурса так спешили, что не сразу заметили, как «убитая женщина» держится рукой за медсестру.
И, пожалуй, наиболее ярким примером однобокого освещения событий, стала передача на американском канале Fox News. Американцы пригласили на канал осетинскую девочку Аманду Кокоеву, которая вдруг стала говорить не по плану.
Эти массовые примеры показали весьма грустную картину. Западная свободная пресса в случае конъюнктурной необходимости может стремительно превращаться в пропагандистскую машину.
Кто победил
Спустя пять лет можно с уверенность говорить, что победителя в этой войне нет. Зато проигравших и просто опозорившихся — целый набор.
Грузия. Однозначно, главный лузер тех событий. Пять лет вся страна работала на армию, получала дорогие военные подарки от Запада, проходила обучение у натовских специалистов... и в результате тотальное военное фиаско. И ведь Россия не забрасывала маленькую Грузию «шапками». Непосредственно в боевых действиях принимало приблизительно одинаковое количество военнослужащих с двух сторон. При этом одна из сторон — Грузия — пять лет целенаправленно к этой войне готовилась. А русские отправили «то что было» ближайшее под боком — 58 армию (подразделения ВДВ и спецназа прибывали к месту боевых действий с задержкой в 2-3 дня).
Показательно, что Грузия показала полное моральное разложение своей «потешной» армии даже когда войска РФ перенесли боевые действия с территории ЮО. Военные базы в Гори и Сенаки были взяты без боев. Командование 58-армии призывало грузинскую сторону вернуть в Гори полицию для борьбы с мародерами. Ни о какой пресловутой «партизанской войне» против оккупантов даже речи не шло. По сути, на пятый день войны стоял только один вопрос — будет или нет осуществлен поход на Тбилиси.
Но самое большее Грузия потеряла в геополитическом плане. До августовских событий 2008 года статус ЮО и Абхазии был неопределенным, и при определенном маневрировании грузинского руководства (например, превращении страны в Белоруссию-2) надеяться на возвращение этих территорий было возможно. Более того, грузинские военные в той же Южной Осетии контролировали практически 40% территории, а в Абхазии — Кодорское ущелье (еще 15% территории). Теперь все это потеряно, а Россия признала эти республики независимыми государствами.
Южная Осетия и Абхазия. Формально стали независимыми. Даже вернули земли, подконтрольные ранее грузинам. Однако эти республики так и остались лубочными, закрытыми и полностью зависимыми от северного соседа. Теперь южные осетины не могут выбрать себе свободно даже президента страны, если кандидатура не согласована в Кремле.
Россия. Ее образ в глазах мировой общественности окончательно перевалил за грань тотального негатива. По сути, окончание августовских событий стало стартом возобновления другой войны — «холодной». С 2008 года у России появилось «особое от Запада мнение» практически по всем вопросам — Ливия, Сирия, Pussy Riot, Навальный... Россия превратилась в апгрейденную версию СССР и ее деградация только усиливается.
Запад. Августовская война еще раз продемонстрировала координаты двойных стандартов, в которых давным-давно обитает западный мир. Там признают Косово независимым государством и одновременно называют Южную Осетию территорией Грузии. Там говорят об убитых грузинах, и ничего не говорят о мертвых осетинах... Демократия двойных стандартов. И это постыдное явление особенно ярко оголила именно Августовская война.
Украина. А тут все традиционно. Грузии не помогла, свою обороноспособность понизила, с Россией разругалась и опозорилась в Крыму. И страшно даже представить, если бы что-то подобное развернулось на территории Украины.
Нельзя сказать, что война пятилетней давности кого-то чему-то научила. Скорее, наоборот. Озлобила всех, кто хоть в какой-то форме принял участие в тех событиях. А это означает, что Августовская война не закончена, а только отложена на какое-то время.
Игорь Лесев
Напомним, Новые правила бронирования от мобилизации: что изменится с 1 декабря.
Ранее Вести-ua.net писали, Газовый пакет: Что подписали Киев и Москва в «ночь на Хеллоуин»?.
Также Вести-ua.net сообщали, Сикорский сказал, когда закончится война в Украине.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →