Накануне своего 61-летия (25 ноября) экс-мэр Киева рассказал, какие подарки ждет к празднику, чем занимается в Грузии, а также — о своих еврейских корнях, нынешнем бизнесе и знаменитом доме в Конча-Заспе.
— Леонид Михайлович! Ваши дни рождения по выдумке и масштабам трудно с чем-либо сравнить, обычно ваши гости их часто вспоминают. А как в этом году — с кем вы собираетесь его отпраздновать?
— Мои «выдумки и масштабы» сегодня посвящены более всего вовсе не празднованию дня рождения, а бизнесу и благотворительности. Там точно масштабы… Да еще и какие! Захотите поговорить об этом — с удовольствием продолжу тему. Да это и не круглая дата. И устаю я, кстати, от масштабных мероприятий. Никогда их не любил. Юбилей, и правда, был шумным, но с настоящими друзьями: ни одного депутата, ни министра, никого из, как говорили в советское время, «процеженной публики». Но есть традиции, и их надо соблюдать. Мне исполнялось тогда 60 лет: юбилей и большой! И жизнь все-таки большая прожита и интересная! А вообще шум, гам — больше чужое веселье, чем свое собственное...
— Пригласите ли ваших детей и внуков?
— Разочарую вас, но никакого празднования не будет. Будет наверняка хороший вечер, романтичная обстановка в ресторане. Я и жена (у нее день рождения 23 ноября, так что и ее поздравьте, и я поздравлю). Все! Больше никого не будет.
Ресторан будет классный, будут свечи, будет тихая музыка и вообще очень позитивная обстановка. Я буду весь вечер рассказывать Елене о своей жизни. Кстати, я здорово умею рассказывать. А сколько было в моей жизни интересного и яркого! Такие чудеса… А сколько вокруг меня было добрых и красивых людей! А какие были истории! Конечно, вспомню и отца, и маму, и историю их любви тоже расскажу. Будет много звонков по телефону. Но никому отвечать не буду... кроме, конечно, детей.
— Где пройдет празднование?
— Не скажу. А то приедете и других журналистов с собой приведете, а я гостей не жду! Не будет тогда романтики…
— Какие подарки от супруги и детей ожидаете?
— Подарки ожидаю самые дорогие от них: искренние слова любви и уважения! Любые подарки делаю себе сам. Да и что мне можно подарить такого, чтобы удивить? Даже не представляю… А вообще, чтобы вы знали: подарков не люблю, а сам дарить — обожаю!
— Чем вы сейчас занимаетесь? Где живете — в какой стране, городе? Часто ли бываете в Украине?
— Занимаюсь бизнесом и благотворительностью. И в очень больших масштабах! Каждый день рассматриваю несколько новых предложений по инвестиционной компании. Есть классные идеи и классные ребята, желающие себя проявить в бизнесе. А у меня есть деньги, чтобы поддержать таланты, дать новые возможности тем, кто хочет себя реализовать. И я вижу в этом громадные перспективы и для них, и для себя… Просто дух захватывает…
Расширяю благотворительные проекты. С каждым днем моей жизни — это все более важное для меня занятие! Кормлю по всему Киеву беспризорных и стариков. Сейчас это уже более 1500 обедов в день. Купил вот три новеньких иномарки-пирожка и развожу еду по 30 точкам в разных частях Киева. Сейчас вот к зиме готовимся, чтобы люди не замерзали. Кстати, эти люди не голосуют, и мне ничего от них никогда не было нужно! А сейчас — и подавно! Я с политикой распрощался навсегда!
Открыл вот благотворительный фонд в Грузии. Четыре месяца назад начал здесь новую для себя программу: нанял медсестер для трехсот прикованных к постели пожилых людей, которым некому дать лекарства, еду, сделать элементарные медицинские процедуры. Наберусь опыта, сделаю такое же и в Киеве. Меня это захватывает! Чувствую важность этих дел, хочу привлечь к ним бизнесменов и просто неравнодушных к чужому горю людей, сделать эти проекты самыми масштабными на всем постсоветском пространстве.
В какой я сейчас стране — не скажу, а то приедете… Но благодаря компьютеру я знаю все, что происходит здесь. Да и в Украине тоже часто бываю, контролирую, как работает инвесткомпания.
— Вы часто бываете в Израиле, где сейчас опять неспокойно. Не планируете ли вы продать там квартиру?
— Я ничего не продаю и не покупаю. Не умел и не умею это делать! Пробовал. Никогда не получалось.
В Израиле бываю часто. И все, надеюсь, в этой стране будет всегда спокойно. Страна-то избранная по Библии. Кто ж ей навредит? Правда. Люблю эту страну. А кроме того, я наполовину еврей (по отцу). И горжусь этим. Мой отец был героем войны (шесть лет провоевал за Родину), но всегда говорил мне в детстве, чтобы я скрывал его национальность. Времена такие были. Его самого после войны одно время ни на какую ответственную работу не брали в Харькове, и ему пришлось бросить семью и уехать на целину. А там женился… и остался я без отца. Меня бы тоже никогда на те должности, что я занимал и в прокуратуре, и в Киевском госуниверситете в советское время, если бы узнали, что отец у меня еврей, — не взяли. Меня, когда устраивался в университет, пригласили на собеседование в ЦК, к одному очень ответственному работнику — завсектором науки. Привел меня к нему мой друг — инструктор ЦК, тоже по тем временам не маленький человек. Вот я побеседовал с этим завсектором, вышел от него, а к нему зашел мой друг. Ну и слышу я через дверь такие разговоры: «Он жид». Тот спрашивает: «А почему?» И тут пошла целая лекция… Потому, говорит, что у жидов фамилии по названиям городов, где жили их прародители: Винницкий, например, или Черниговский, или Бориспольский, или Черновицкий, и т.д. А еще что-то он говорил, что жидовские фамилии бывают от названий животных, например, Волков, Енотов и т.д. В общем, целый «мир» для меня открылся. И говорил все это очень ответственный дядя, который курировал все высшее образование в Украине. Меня кстати, «спасло» то, что в моей фамилии от отца закралось «Е», а не «И» (Черновецкий, а не Черновицкий). А был бы Черновицкий — не видать бы мне должности заместителя проректора КГУ. Проглядел тогда, видать, руководящий партийный работник-антисемит. Но я его лекцию о жидах запомнил на всю жизнь! Но сразу оговорюсь, что в ЦК Компартии Украины большинство все же не было антисемитами… Это так, к слову.
— В интернете обсуждается тема, что ваш знаменитый дом в Конча-Заспе, в котором вы принимали журналистов, сейчас продается за $20 млн. В своем интервью нашей газете летом вы говорили, что живете в нем. Не могли бы вы прокомментировать, продаете ли вы этот дом?
— Дом мой знаменит только тем, что я сам знаменит и интересен моим соотечественникам! А так, ну вы же в редакции сами видели, ничем он не знаменит. Недорогой, в сравнении с домами «новых украинцев» и политиков. Каких-то 20 соток земли. Я бы даже сказал… ну уж совсем неприметный. Времени у меня как-то на себя не хватило построить дом, который всегда хотел, о котором мечтал. Сутками работал… То в бизнесе большом был, то карьеру политическую строил. Всего достиг! А дом, какой хотел, не построил. И не стоит этот дом даже десятой части того, что «брехливые» журналисты одного из украинских каналов говорят. И сумму-то назвали — $20 млн. Фантазеры! Кстати, публично обещаю: если дом купят хоть за половину этой суммы, я его продам! Половину денег подарю тому журналисту, который эту сказку рассказал, а остальные раздам на благотворительность. Я, кстати, на этих обманщиков не в обиде. Им же запретил собственник канала, кроме как обо мне, из крупных политиков и бизнесменов что-то сенсационное рассказывать. А народу, конечно, нужно подбросить тему — вон какой размах у мэра! Миллионы и миллионы! И все в долларах! Продает, да еще и за границей шибко дорого покупает! То плели о какой-то мифической и дорогой недвижимости моей за границей, то на всю страну пересказывали сплетни о моей личной жизни. Бог с ними. Не хочу эту тему продолжать. Да и день рождения мой скоро… И я обязательно, празднуя, буду вспоминать только хорошее. А было его в моей жизни очень и очень много, и люди такие были, что даже нет слов таких, чтобы передать всю их доброту и щедрость их души. Жаль, что нет многих из них на земле. Но это уже совсем другая тема и другие истории… И истории эти всегда со мной живут, и я самым близким людям всегда их рассказываю! Могу и вашим читателям рассказать.
Будет интересно!
Ирина Касьянова, Сегодня
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News