14 ноября во второй половине дня Дарницкий райсуд Киева изберет меру пресечения для жителей Закарпатской области, которые вечером воскресенья были задержаны на парковке ТРЦ "Аркадия" на Осокорках с 6,5 кг взрывчатки и детонаторами.
Действия мужчин 1990 и 1991 года рождения в прокуратуре квалифицировали по ст.263 УК Украины ("Незаконное обращение с оружием и боеприпасами"). Хотя по горячим следам после "ЧП выходного дня" отдельные спикеры милицейского ведомства допускали, что гексоген и запалы мукачевцы могли привезти для осуществления масштабного теракта.
Сами задержанные сначала утверждали - они не имеют к взрывчатке никакого отношения и не знали о самом факте ее существования. Мол, их случайный знакомый по дискотеке Мукачево попросил привезти в Киев автозапчасти, которые якобы положил в сумку.
Позднее стало известно, что по совету своих адвокатов мужчины отказались давать показания следователям.
Следы "бомбистов" ведут в Мукачево и лагерь МихоМайдана
Пока пользователи соцсетей гадали, чьи интересы представляют задержанные мукачевцы, а также плодили версии о том, не могло ли это событие иметь постановочный характер, со своими комментариями подоспели политики.
Тон дискуссии задали представители Закарпатья в Верховной Раде - конфликтующие между собой нардепы Виктор Балога и Михаил Ланьо. Они по очереди назвали "подрывников" людьми, работающими на оппонента.
В частности, Балога "признал" обоих задержанных мукачевцев. Одного из них зовут Евгений Гончаренко, а второй - ранее судимый Ярослав П., который носит прозвище "Марчи". Якобы эти молодые люди входят в состав "ОПГ" Ланьо и его помощника Артура Пашкуляка.
Ланьо не замедлил с ответом. В его трактовке, "ниточки" от "подрывников" скорее всего ведут именно к Балоге.
Но настоящую сенсацию "родили" даже не закарпатские нардепы, а сторонники так называемого МихоМайдана - окопавшегося месяц назад в правительственном квартале лагеря протестующих.
Сначала лидер фракции "Самопомощи" Олег Березюк заявил, что задержанные 12 ноября мукачевцы "неделю назад были распознаны и изгнаны из лагеря протестующих на ул. Грушевского, потому что вероятно имели функцию дискредитировать этот мирный процесс". Вскоре Егор Соболев поправил "шефа" и уточнил - Ярослава и Евгения с "МихоМайдана" "попросили" буквально за день до их приключений в Дарницком районе. Но не уточнял подробностей изгнания закарпатцев.
Подлил масла в огонь парламентарий Семен Семенченко. Выступая накануне перед жителями палаточного городка он заявил, что видит в истории с задержанием "подрывников" на Осокорках сценарий власти по борьбе с акцией соратников Саакашвили. Он заявил, что участники протеста опознали мукачевских "бомбистов", и некоторое время те действительно находились в лагере на Грушевского.
"Я вижу комбинацию так: однозначно все складывается к тому, что протест пытаются делегитимизировать, показать нас как "агентов Кремля" и получить моральное право на применение силы", - сказал Семенченко.
На Грушевского повздорили две группы протестующих
"Страна" пообщалась с различными участниками "МихоМайдана". Выяснилось, что изгнанию закарпатских активистов, двое из которых якобы перевозили гексоген в багажнике иномарки, предшествовал ряд конфликтов между участниками протеста. На котором в свете ситуации с "подрывниками" следует остановиться подробнее.
Дело в том, что аккурат накануне "марша за импичмент" президенту Петру Порошенко, который устроили активисты 12 ноября, в лагере протестующих наметился серьезный раскол.
По одну стороне баррикад оказались соратники грузинской команды Михо (Вано Надирадзе и Ко) и поддерживающие их парламентарии - все те же Соболев и Семенченко. На охранную структуру "Донбасс" последнего, к слову, завязаны так называемые "вопросы безопасности" Майдана-2017.
Против этой группы выступили прочие представители участников протеста. В их пестрой компании следует выделить руководителя движения "Холодный яр" Василия Любарца (одного из участников так называемой "врадиевской ходы" образца 2013 года) и группу лиц, представляющихся активистами спецподразделения "Сонечко".
Что известно о "Сонечко"
О самом существовании такой структуры украинцы массово узнали летом 2015 года. Тогда в результате вооруженного конфликта на Закарпатье бойцы "Правого сектора", в состав которого входили "Сонечки", участвовали в жуткой уличной бойне с правоохранителями.
Как позднее установила парламентская следственная комиссия, "Сонечко" вступило в конфронтацию с людьми нардепа Ланьо, и фактически представляло силовой блок его оппонента - Балоги. Причиной "терок" парламентариев называлась борьба за контроль над "пересечкой", незаконными каналами контрабандных поставок на границе. Невзирая на смерть одного из участников перестрелки, а также ранения полученные еще рядом фигурантов, громкий скандал в большей мере спустили на тормозах.
В итоге, двое из участников бойни в Мукачево отметились в другой не менее жуткой истории - похищении и убийстве водителя Blablacar Тараса Познякова.
Присутствовали ли в рядах активистов "Сонечка" на МихоМайдане участники мукачевских событий 2015 года, "Стране" не удалось узнать. Точно лишь известно, что с отдельными представителями грузино-украинской командой соратников бывшего губернатора Одесской области отношения у закарпатских активистов не заладились.
Визит кинологов вдрызг рассорил активистов
По версии сторонников "Сонечок", конфликт начал проявляться вскоре после начала протеста под Радой. Закарпатцы и их соратники полагали, что Надирадзе, Соболев, Семенченко и Ко пытаются подмять палаточный городок исключительно под себя и канализировать запал собравшихся. А в итоге - "слить" акцию в угоду власти.
"С 17 октября часть протестующих в палаточном городке пыталась сформировать отдельно от сцены координирующий орган, который должен представлять гражданского общества, а не одиозных политиков и наемников... С приездом "Сонечка" этот процесс стал необратим, - пишет на своей странице в Facebook Виктор Жердицкий. - Антагонизм целей не позволил верховодам сцены терпеть присутствие неподконтрольной им самоорганизации... "Сонечко" и других начали системно выдавлить с МихоМайдана".
По словам активиста, формированию параллельного (и главное - неподконтрольного) центра влияния в палаточном городке воспрепятствовали представители грузинской команды. И неугодных vip-протестующим лиц подталкивали к выдворению.
В трактовке оппонентов "Сонечок", все было иначе. Мол, это закарпатские активисты и отдельные протестующие, принявшие их сторону, пытались дискредитировать "МихоМайдан". И якобы отдельных их представителей застали за распитием спиртных напитков, что в палаточном городке запрещено.
Начиная с прошлой недели противоречия между протестующими начали перерастать в активную фазу. Спусковым крючком конфликту послужил визит в палаточный городок кинологов, которые с собакой осматривали лагерь митингующих.
Вечером 9 ноября их без проблем допустили к себе представители грузинской команды, а вот "Сонечки" пытались этому препятствовать. Едва не произошла драка, но ситуацию удалось сгладить.
Как оказалось, "перемирие" между группами протестующих оказалось временным. Последовало выяснение отношений на повышенных тонах, не обошлось без драки с по меньшей мене двумя пострадавшими. В конечном счете от двух групп активистов (одна из которых - "Сонечки") потребовали покинуть лагерь.
Версия изгнанных
В трактовке "Сонечок", на самом деле поводом к этому стали расхождения "разношерстных" групп активистов к целям и тактике дальнейшей борьбы с властью.
Во-первых, "закарпатская фракция" поднимала на щит требования о введении военного положения в Украине. Обоснованием этого назывался неправовой статус участников добробатов и прочих военизированных подразделений в АТО.
Во-вторых, в "Сонечке" предлагали альтернативный вариант объявления импичмента президенту Петру Порошенко. Здесь настаивают, что Минские соглашения - это часть "договорняка" и предательства со стороны главы государства. И указывали на квалификацию действий верховного главнокомандующего как государственной измены по ст.111 Конституции Украины. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
В-третьих, отдельные представители активистов называли выбранный формат акций протеста неудачным. Они ширили в массах требования о необходимости более действенных (фактически - радикальных) методов свержения действующего режима. И в штыки встречали предложения о налаживании диалога с представителями правоохранительных органов.
"На позапрошлой неделе со сцены "Сонечками" были объявлены требования, которые существенно отличались от лозунгов глашатаев сцены, - написал на этот счет один из симпатизирующих спецподразделению "Сонечко" Сергей Горбаченко. - После этого "донбассовцы" начали без предупреждения врываться в палатки якобы разыскивая пьяных ("Сонечки", к слову, вообще не употребляют алкоголь)".
Систематизировав свои требования, "закарпатская фракция" передала их в штаб протеста и обнародовала видеообращение, ожидая переговоров.
Но обещанного "хурала" с выработкой единой позиции протестующих так и не состоялось.
Вместо этого 11 ноября возник еще более громкий скандал. Активисты "Сонечка" заявили, что их попытались перекупить представители "Донбасса", предложив им в качестве вознаграждения ежемесячную оплату в размере 8 тыс. грн.
"Ребята отказались от этого довольствия. После этого их начали вытеснять", - пишет на своей странице в Facebook Игорь Громов. Впрочем, каких-либо видеодоказательств попыток подкупа закарпатских активистов в сети на данный момент не обнародовано.
Версия МихоМайдана
Оппоненты закарпатского спецподразделения, которые ориентируются на представителей грузинской команды и Семенченко, выдвинули встречные претензии формирующейся внутренней фронде акций протеста.
Они отрицают какие-либо финансовые переговоры с "закарпатцами" и винят их в регулярных провокациях. А де-факто, в работе в интересах власти.
"Сонечки" начали бузу уже давно. Со всеми спорили, на своих страницах разгоняли антисемитские посты, выступали против конструктива во взаимодействии с Нацгвардией. Они указывали, что перед нами "мусора", и их нужно только бить, а иначе это не революция. Потом в лагере отловили тихарей с ксивами, разоблачили женщину, которая жаловалась, что ее изнасиловали протестующие, а сама она оказалась сотрудником полиции. И все это буквально за считанные дни, - говорит "Стране" один из участников протеста под Радой. - Возникли подозрения, что эти все события - продолжение цепи провокаций со стороны "Сонечок", а в их рядах есть крыса, которая пытается раскручивать скандал".
Не устроили идеологов протеста и требования закарпатской фракции по поводу введения военного положения. Как и не нашли у них поддержки и претензии "Сонечок" к лозунгам и механике акций под Радой.
Своего же рода ответом на видеообращение "фронды" к полевым командирам "МихоМайдана" стало видео, где активистов "Сонечка" обвиняют в нарушении сухого закона в палаточном городке.
Окончательное изгнание закарпатцев из палаточного лагеря
Стало понятно, что двум группировкам в одном лагере не ужиться. И в ночь с 11 на 12 ноября конфликт вступил в новую фазу.
"Сонечки" утверждают, что к тому моменту они уже приняли решение покинуть лагерь протестующих, но намеревались сделать это утром субботы. Однако накануне этого на них якобы напали представители "Донбасса". Их действия один из представителей "оппозиции" Василий Любарец назвал рейдерским наездом и предательством. И обвинил Семена Семенченко в сотрудничестве с властью и силовыми структурами.
Оставшиеся на "МихоМайдане" никак не комментировали выдворение "Сонечок" и конфликт 11 ноября. Лишь постфактум задержания с гексогеном двух жителей Мукачево 13 ноября, на странице "Руху "Визволення" в Facebook появился краткий комментарий.
"Задержанные полицией в воскресенье в Киеве с 6 кг взрывчатки жители Закарпатья днем ранее были среди тех, кого попросили покинуть лагерь на площади Конституции у Верховной Рады. Это было сделано из-за нарушений дисциплины и провоцирования конфликтов как с участниками протеста, так и с правоохранителями", - говорится в заявлении.
Откуда взялась взрывчатка в машине на Осокорках?
Трактовок этого на сегодня две. И обе они сводятся к тому, что рассорившиеся группы активистов обвиняют оппонентов в работе в интересах власти и осуществлении провокации.
Оставшиеся на МихоМайдане активисты согласны с позицией Семена Семенченко о том, что закарпатцы и Ко могли быть засланными казачками. Которые должны были засветиться в лагере и устроить там провокации вплоть до использования той самой взрывчатки. Мол, именно с этим и связано их препятствование кинологам в попыткам осмотреть палаточный городок с собаками 9 ноября.
Ситуацию с задержанием 12 ноября на Осокорках на МихоМайдане называют частью реализации сценария власти, направленного на дискредитацию протеста и получение предлога для силового сноса палаточного городка. Отсюда, дескать, и берут свою почву версии о том, что "бомбисты" готовили масштабный теракт.
Есть и разновидность этой версии, согласно которой "сонечки" изначально не были провокаторами, но согласились ими стать после изгнания из палаточного городка, затаив обиду на грузин и Семенченко.
Сторонники ушедших с "МихоМайдана" митингующих уверены, что именно их протест был подлинным. И уже после неудачной попытки перекупить закарпатских активистов их "сдали" силовикам сотрудничающие с МВД полевые командиры МихоМайдана. Но была ли взрывчатка собственностью "Сонечок" и если это так, то для чего ее намеревались использовать - не говорят.
Источник: strana.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News