О том, зачем Зеленский заговорил о выборах и референдуме, повлияет ли это на ход мирных переговоров, возможны ли уступки по вопросу территорий и почему президент никак не назначит нового главу своего Офиса – читайте в материале РБК-Украина.
"В Корейской войне переговоры три года шли. Пока Сталин не умер", – комментирует РБК-Украина текущую переговорную эскалацию собеседник в окружении Зеленского. Подобной дипломатической интенсивности за все время полномасштабной войны не было и близко.
Переговоры в различных форматах, созвоны, черновики документов и правки к ним – все идет бесконечным потоком. И несмотря на сдержанно оптимистичные оценки многих причастных к процессу, пока так и непонятно, куда это поток всех приведет. И приведет ли вообще.
Главному зачинщику всей этой активности, президенту США Дональду Трампу, явно хочется побыстрее прийти хоть куда-то, если не к Дню благодарения, то хотя бы к Рождеству, если не к Рождеству, то хотя бы к Новому году, если не к Новому году, то просто поскорее бы.
В ход пошел проверенный словесный инструментарий: недовольство Зеленским лично и непроведением выборов в частности. Тем не менее, пока что Трамп себя сдерживает, не доводя ситуацию до февральско-мартовской эскалации. И даже отправил своих переговорщиков Стива Виткоффа и Джареда Кушнера в Берлин – очевидно, пока в Белом доме считают, что у переговоров есть какое-то будущее.
Параллельно со Штатами, методично наращивает давление и Россия. Начиная от попыток наконец-то догрызть Покровск любой ценой и до методичного выкашивания украинской энергетики. Пока что погода благоприятствует Украине, но календарь неумолим, и в Киеве уже были первые морозы. А каждые минус пять градусов на термометре – это примерно один дополнительный гигаватт потребления электроэнергии в масштабах страны.
На этой фоне смены главы Офиса президента и возможные другие кадровые перестановки ушли с топа повестки дня. Тем более, как узнало РБК-Украина, по этому направлению пока больших новостей ждать не стоит.
Референдум, выборы и Трамп
На прошлой неделе Зеленский ввел новое понятие в переговорный вокабуляр – референдум, на котором украинский народ потенциально может решить проблему территорий – главный и пока совершенно нерешаемый пункт любых мирных планов.
При этом базовая украинская позиция остается неизменной: ни о каком признании российской власти над международно признанной территорией Украины не может быть и речи. А прекращение огня должно начинаться с фактической линии соприкосновения войск.
Тем не менее, Украина, очевидно, готова обсуждать и другие варианты, которые на переговоры приносят американцы. Пытаясь найти какой-то компромисс между российским "отдайте нам Донбасс" и украинским "идите прочь", США предлагают создание некой "свободной экономической зоны", которую покинут украинские войска, но российские туда не зайдут.
Украина же считает справедливым другой подход: раз уж украинские силы будут отходить от "линии", симметрично отойти должны будут и агрессоры. Но в любом случае, все эти решения должен будет одобрить украинский народ.
Впрочем, само согласие Украины как минимум обсуждать эту тему вызвало одобрение американцев, посчитавших это шагом вперед.
Чисто в теории, референдум мог бы стать выходом из сложившейся ситуации в том числе для украинской власти – такие мнения РБК-Украина слышало от собеседников из "Слуги народа". Во-первых, в демократии с народной волей никто поспорить не может, она имеет наивысшую силу.
Во-вторых, в любом случае найдется много тех, кто посчитает любые уступки, особенно территориальные (в любом формате) чистой воды предательством, а следовательно, совершившее его должны будут понести наказание. Но раз народ решил так, как решил, то какие вопросы к власти.
Однако проблема с референдумом не только в том, что народ может решить не так, как задумали организаторы – и что тогда делать с мирным соглашением. Референдум, с технической точки зрения – это те же выборы.
А их проведение, как известно всем, кто следит за темой, сталкивается не только с законодательным запретом во время военного положения. Но и с массой объективных проблем: списки избирателей, голосование миллионов беженцев за рубежом и военных, разрушенная инфраструктура, невозможность свободно вести агитацию, наконец, физическая безопасность на участках.
Тем не менее, Зеленский дал поручение депутатам разработать проект закона о возможности проведения выборов во время военного положения. Сама эта инициатива, подтвердили РБК-Украина несколько собеседников во власти, связана не с какими-то планами эти выборы провести – а была чисто реакцией на слова Дональда Трампа о том, что в Украине выборов давно не было. Мол, вы упрекаете нас в том, что нет выборов – пожалуйста, мы готовы.
К тому же тем самым мяч перебросили на американскую сторону: для проведения выборов нужно как минимум серьезное снижение военной активности, следовательно, требуйте от Кремля прекратить стрелять и бомбить, и будут вам выборы.
К делу подошли серьезно: на прошлой неделе на Банковой уже состоялась рабочая встреча, посвященная этому вопросу. Начали готовить соответствующий законопроект, который пытается решить все проблемы, связанные с безопасностью и не только. Из новаций, по информации РБК-Украина – возможность многодневного голосования, а уложиться должны в 60-дневный срок, как при досрочных выборах президента.
Впрочем, у причастных к разработке законопроекта уже есть сомнения в том, что эту работу есть смысл доводить до конца. Ведь Россия устами путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова сразу же зарубила идею с референдумом, назвав ее "поводом для передышки", который "не пройдет".
Это ярко иллюстрирует фундаментальную причину, по которой перспективы переговоров выглядят пока крайне туманно, несмотря на все прилагаемые усилия. США, Украина и Европа между собой могут потенциально договориться о чем угодно – но если из Москвы последует категорическое "нет", в этих договоренностях нет особого смысла.
Тем более, что новая переговорная команда от США, в составе Стива Виткоффа и Джареда Кушнера, на Москву, похоже, давить не собирается. Частота смены переговорщиков от Вашингтона показательна сама по себе.
По идее, мирные переговоры – это полная ответственность госсекретаря Марко Рубио, который к тому же занимает и пост советника Трампа по национальной безопасности. Но в последнее время Рубио на переговорном треке особо не заметен.
Ярко вспыхнула и столь же быстро погасла звезда другого переговорщика – министра армии США Дена Дрисколла, который представляет конкурирующую группировку и является давним другом вице-президента Джей Ди Венса. Как писали в американских медиа, Дрисколл "слишком много на себя брал" – и вылетел из процесса.
Возможно, это и к лучшему. Как рассказали РБК-Украина многочисленные источники в дипломатических кругах, во время визита в Киев Дрисколл, мягко говоря, обескуражил европейцев – категоричностью своих заявлений и полным нежеланием воспринимать другую точку зрения.
Теперь за дело взялись Виткофф с Кушнером. Очевидно, Трамп считает, что их успешная (по крайней мере, частично) работа над мирным соглашением по Газе поможет им закончить и войну в Украине. Один из собеседников с украинской стороны, хорошо знакомый с ходом переговоров, предположил в разговоре с РБК-Украина, что Рубио мог сознательно самоустраниться из процесса: мол, ОК, пусть теперь эти попробуют.
"А когда у них не получится, может прийти, например, Венс и сказать: а давайте теперь я попробую. В целом, не думаю, что Трамп с этой темы вообще спрыгнет", – говорит собеседник.
Задача-минимум для украинцев в отношениях с американским президентом – по итогу не оказаться в роли тех, кто "не хочет заканчивать войну". Задача-максимум – доказать ему очевидное: заканчивать войну не хочет Россия.
В целом, Москва пока даже не скрывает своего скептического отношения ко всему мирному процессу. Еще накануне украино-американских переговоров в Берлине помощник Путина Юрий Ушаков заявил, что по их итогам "вряд ли получится что-то хорошее", а ряд пунктов для РФ "категорически неприемлемы".
"Русские уперлись в вопрос территорий и верят, что они Донбасс смогут забрать силой. Тут у них радикально расходятся оценки с нашими, которые говорят, что на это может уйти пара лет. Но, к сожалению, у русских пока не все так плохо, как пишут в украинском Фейсбуке", – говорит собеседник РБК-Украина во власти.
И пока страна-агрессор привычно занимается "укреплением переговорной позиции", разрушая украинскую энергосистему. Главная цель, уверены все собеседники РБК-Украина, не столько навредить экономике или фронту, как создать недовольство "снизу", чтобы народ давил на украинскую власть – "делайте что хотите, только бы это все закончилось".
"Народ же не дураки, они понимают, что света нет потому что россияне разбомбили все. Но тут вопрос справедливости: если у меня сутки нет света, а через дорогу все время светится, тогда и недовольство", – говорит собеседник издания во власти.
С этой целью, как рассказали РБК-Украина, правительство проводило отдельные совещания с главами регионов, чтобы те навели порядок в своем хозяйстве и, скажем, отдельные бизнесы (и нередко – подключенные к ним жилые дома) получали электричество по общим правилам, а не по "коммерческим".
Российская пропаганда и мириады ботов, несущих украинцам ее месседжи, может упростить ситуацию до следующей: или Донбасс, или свет и тепло. Мол, пусть власть идет на уступки по территориям – и тогда "все закончится". Манипуляция примитивная, но кому-то может и "зайти".
Как говорят во власти, готовность украинцев уступать территории, согласно соцопросам, уменьшается с востока на запад. И есть не менее 15% тех, кто не готов к уступкам ни при каких условиях. Часть из них – готовы к радикальным протестным действиям, если власть пойдет на территориальные "компромиссы".
Но не менее важно, что уступку территории считает очень плохим ходом и сам Зеленский, по многим причинам. И ведь гарантий, что даже в таком случае "все закончится", пока нет никаких.
В кулуарах есть мнение о том, что временем Х для агрессоров будет следующая весна. "Путину придется тогда принимать решение – или активизировать мобилизацию, потому что нынешняя группировка к тому времени сточится, или начинать переговоры по-серьезному, а не как сейчас. Если мы сможем простоять зиму, ему надо будет определяться", – говорит собеседник в "Слуге народа".
Офис президента, Верховная рада и Кабмин
"Я удивлен, что вопрос главы Офиса стал одним из самых актуальных", – сказал журналистам на прошлой неделе Владимир Зеленский. На самом деле удивляться нечему: в выстроенной президентом системе власти глава ОП обладал непропорционально большими возможностями, а кресло Андрея Ермака пустует уже больше двух недель. И, судя по всему, останется вакантным еще некоторое время.
"Посмотрите: все же работает, поездки происходят, обращения выходят, документы подписываются", – комментирует собеседник в президентском окружении. По его словам, если главу ОП не назначат до Нового года, то потом не назначат еще долгое время.
По информации РБК-Украина, еще на позапрошлой неделе вопрос казался почти решенным – главой ОП должен был стать первый вице-премьер Михаил Федоров. Но он пришел к президенту с программой слишком радикального переустройства Офиса – чем и отпугнул Зеленского.
Возможно, сыграл роль еще один озвучиваемый в кулуарах аргумент: не может стать главой ОП тот, кто активно приложился к увольнению предшественника. А Федоров, как писало РБК-Украина, как раз и был одним из главных "моторов" увольнения Ермака, наряду с главой фракции СН Давидом Арахамией.
Кроме того, при назначении нового главы ОП всегда будет вставать вопрос: что делать с нынешними заместителями. Собственно, с одним из них – куратором силового блока Олегом Татаровым. Его менеджерские качества "наверху" ценят, но любое "переназначение" Татарова очень неприятно с имиджевой точки зрения.
В целом, Зеленский, как говорят в его окружении, хотел бы концептуально реформировать ОП, как-то объединив его с аппаратом СНБО, главой которого является он сам. Но сейчас Зеленский полностью поглощен мирными переговорами, потому затевать такую серьезную перестановку сейчас просто не имеет сил и времени.
Публично президент объясняет: если на пост главы ОП он назначит кого-то из правительства, то тем самым оголит еще какой-то фланг в исполнительной власти. А нардепы пока не смогли даже заполнить возникшие после "Миндичгейта" несколько недель назад вакансии министров энергетики и юстиции. Потому пусть депутаты хотя бы выполнят эту обязательную программу, а потом можно говорить о новых перестановках.
Но с выполнением этой задачи у Рады возникли серьезные проблемы. Несмотря на то, что по соцсетям активно гуляют уже целые списки тех, кого парламент якобы скоро назначит или уволит, все источники РБК-Украина уверяют: на этой неделе, последней пленарной перед каникулами, больших кадровых решений не будет.
Программа-максимум – хотя бы назначить нового министра юстиции. Глава профильного комитета ВР Денис Маслов, считавшийся главным кандидатом на этот пост, пока не собирает достаточное количество голосов в свою поддержку в зале. С министром энергетики ситуация еще сложнее – банально нет желающих браться за этот участок работы в такое-то время.
Следовательно, пока Рада планирует заняться законотворческой работой – есть многочисленные незакрытые "хвосты" по обязательствам перед западными партнерами.
Как говорят в Раде, всеобщее настроение депутатам заметно подняло повышение депутатских выплат, заложенное в бюджет на будущий год. А вот увольнение Ермака особой эйфории в депутатских массах не вызвало. Во-первых, многие "слуги народа" понимают, что по большому счету, это не их заслуга, во-вторых, многим депутатам лично Ермак ничего плохого не сделал (если вообще знал об их существовании).
Но в целом, общая политическая атмосфера после увольнения "вице-президента" оздоровилась, признают все собеседники издания.
"Парламенту сейчас дали больше суверенитета. Но проблема в том, чтобы этим пользоваться. Если так долго, как сейчас, не будут приниматься решения, например, по министрам, то у президента возникнут вопросы", – говорит один из видных нардепов от СН.
Выросшее значение парламента заметно увеличило политический капитал Давида Арахамии – как главного "собирателя голосов" и "парламентского менеджера". Он сыграл значительную роль в свержении Ермака и о том, каким рискам он подвергался на пике конфликта, в кулуарах ходят самые разные слухи.
От хороших отношений с Арахамией и Радой в целом зависит и политическое будущее премьера Юлии Свириденко.
"Премьер в этой истории, как говорят, "вовремя предвидела", – иронизирует в разговоре с РБК-Украина один из депутатов. Речь о том, что Свириденко небезосновательно считалась креатурой Ермака, но в ключевой момент оперативно сориентировалась в ситуации и перешла в лагерь его оппонентов.
И в целом, как оказалось, никто из многочисленных топ-чиновников, обязанных Ермаку своим возвышением, не стал на его защиту.
Сам же Зеленский, лишившись своего "менеджера номер один" стал активнее коммуницировать со своим старым окружением, получая более разностороннюю и "неотфильтрованную" информацию.
"Мы не то, что вернули себе "очки здоровья", но хотя бы перестали терять кровь. Сейчас каждый в политике будет прощупывать границы новой суверенной демократии", – описывает "пост-ермаковскую" политику собеседник РБК-Украина в президентском окружении.
Напомним, Украинские дроны и артиллерия остановили наступление РФ на юге Покровска.
Ранее Вести-ua.net писали, "Іди гуляй, Господи!". Головні розноси Зеленського.
Также Вести-ua.net сообщали, Мирные переговоры: почему прорыва по вопросу завершения войны может не быть.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →