Единственный вариант достижениям мира сегодня – закрыть рот всем любителям пострелять перед телекамерами, и разговаривать о конкретных шагах имплементации подписанного в Минске.
Любая война рано или поздно заканчивается миром. Вопрос лишь в том, какую цену придется заплатить за него обеим сторонам.
И если бы прошлой весной некоторые особо рьяные "патриоты" не рвали на себе рубашку, голосуя за отмену языкового закона, и не выступали бы против любых разговоров о федерализации Украины, вполне возможно, мы жили бы сегодня в целостном и едином государстве. По крайней мере, в государстве без десятков тысяч убитых, раненых и сотен тысяч беженцев.
Сейчас же, с каждой каплей крови, с каждым разрушенным зданием, мир становится все дальше. Поскольку взаимные обвинения катятся, как снежный ком.
Я сейчас умышленно отхожу от оценок «кто прав, а кто виноват», чтобы не заводить ситуацию в очередную бессмысленную дискуссию. Очевидно, что обе стороны потеряли очень много, и это та цена, которую нельзя описать словами или сухими цифрами падения экономики. Но шанс на реальное окончание войны существует, и на данный момент он все еще находится в Минских соглашениях.
Пока что мы наблюдаем пусть и хрупкое, но все-таки перемирие (за исключением некоторых эксцессов). Однако этого недостаточно – люди и на Донбассе, и в Украине хотят мира, а значит - нужно идти на компромиссы.
Их перечень после долгих дискуссий был четко определен в столице Беларуси. Это как раз тот случай, когда каждый пункт соглашений выписан кровью в прямом смысле этого слова.
Все они важны, но базовым, на мой взгляд, является 11-ый пункт. Он четко и понятно гласит: «Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании 1, до конца 2015 года».
Собственно, сами примечания вполне однозначны и соответствуют закону «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». А именно:
освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
право на языковое самоопределение;
участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
возможность для центральных органов исполнительной власти заключать с соответствующими органами местного самоуправления соглашения относительно экономического, социального и культурного развития отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
государство оказывает поддержку социально-экономическому развитию отдельных районов Донецкой и Луганской областей;
содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству в отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации;
создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей;
полномочия депутатов местных советов и должностных лиц, избранных на досрочных выборах, назначенных Верховной радой Украины этим законом, не могут быть досрочно прекращены.
То есть, в перечне находится то, чего хотели люди на Донбассе еще год назад плюс пункты, появившиеся вследствие этой войны. И тут, опять же, возникает вопрос к украинским политикам – а стоило ли все это десятков тысяч жизней, если Киев в конечном итоге согласился с тем, чего Донбасс требовал раньше?
Нравится кому-то этот список или нет, но он – реальность, которую нужно учитывать. Тем более, что представители ДНР и ЛНР сперва требовали независимости, а в документе согласились на децентрализацию – тоже пошли на компромисс.
Однако компромисс, наверное, не устраивает многих в Киеве. Поэтому и появляются всевозможные заявления, как у Олега Тягныбока, который (абсолютно не чувствуя своей вины за прошлогоднее проталкивание отмены языкового закона) призывает воевать дальше и плевать на договоренности.
К чему могут привести подобные призывы, гадать не нужно. Поэтому я уверен, что единственный вариант сегодня – закрыть рот всем любителям пострелять перед телекамерами, и разговаривать о конкретных шагах имплементации подписанного в Минске. В конце концов, это реальный шанс заняться реформой местного самоуправления, которая не просто назрела, а даже перезрела.
Рискну предположить, что как только депутаты вместо гневных постов на Фейсбуке займутся своими прямыми обязанностями, и начнут обсуждать в парламенте конкретные шаги конституционной реформы, градус напряжения на востоке Украины серьезно снизится. Ведь такие действия станут лучшим доказательство того, что власть настроена на серьезный диалог, а не только лишь на красивую картинку для заграничных партнеров.
Главное – начать. Тем более, другого выхода попросту нет! И чем быстрее это поймут политики, тем больше жизней своих избирателей они сохранят. Если, конечно, их цель - таки сохранить жизни, а не наоборот.
Евгений Филиндаш, Korrespondent.net
Напомним, Когда улучшится ситуация с электроэнергией: прогноз эксперта.
Ранее Вести-ua.net писали, В росСМИ резонансный "слив" о наемниках из "группы Вагнера" в Сирии и на Донбассе.
Также Вести-ua.net сообщали, Ситуация на фронте усложняется: бригадный генерал назвал причину.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →