После тектонических изменений, которые произошли в Австрии в 2016-17 годах (новый президент, обновление и возрождение Народной партии, победа на выборах, формирование новой коалиции, новый канцлер) возникла необходимость налаживать контакты с этой новой Австрией. В первую очередь на высшем уровне, об этом изданиюя "Европейская правда" рассказал посол Украины в Австрии Александр Щерба.
Диалог (если не сказать дружба) на уровне министров иностранных дел Павла Климкина и Себастиана Курца значил много, но заменить диалог с федеральным президентом и федеральным канцлером он не мог.
Посему, когда в начале года офис федерального президента Александра Ван дер Беллена выступил с инициативой пригласить украинского президента с визитом, для нас это многое значило. Но было одно "но": предлагался не просто визит, а визит "с изюминкой" - участием в Венском оперном бале, едва ли не самой красивой церемонии, которой может похвастаться эта богатая на красивые церемонии страна.
Не всем эта "изюминка" пришлась по вкусу.
Пришлось пояснять, что бал – это, в общем-то, и не бал, а некое продолжение политики и дипломатии. Скажем, если в Америке любят налаживать контакты за игрой в гольф, то в Австрии это делают часто на балу или в оперном антракте. Таков шарм этой удивительной страны.
Специфика церемонии такова. Глава государства (федеральный президент) имеет право пригласить другого главу государства. Только одного. Канцлер (глава правительства) – одного главу другого правительства. Министр иностранных дел Австрии имеет право, соответственно пригласить другого главу МИД.
Быть на главном балу личным гостем федерального президента – это честь не только для человека, но и для страны. В 2012 году таким почетным гостем был генсек ООН. В 2016 году – финский президент и шведский министр иностранных дел. В этом году гостями, кроме нашего президента, был ирландский премьер-министр и министр иностранных дел председательствующей в ЕС Болгарии (кстати, во втором полугодии будет председательствовать Австрия).
Дальнейшее известно в общих чертах из прессы.
Однако детали знают лишь те, кто присутствовал на переговорах и встречах. Могу слегка приоткрыть завесу.
Президент Александр Ван дер Беллен был гостеприимным и заинтересованным в Украине. В марте он к нам приедет с официальным визитом.
Удалось окончательно договориться о подписании большого соглашения о сотрудничестве в культурной о образовательной сфере. В ней, кстати, упоминается и будущий "Украинский институт" в Вене.
Обсудили экономическое сотрудничество. Результат: австрийский президент прибудет в Украину с представительной делегацией из бизнеса и проведет в Киеве бизнес-форум. А 20 февраля компания Billa и другие компании, входящие в REWE Group, привезут в Киев своих так называемых "байеров", которые хотят ознакомиться с продукцией украинских производителей продуктов на предмет их поставок в австрийские и немецкие розничные сети.
Разговор с канцлером прошел, преимущественно, тет-а-тет. Потому все вопросы – к президенту и канцлеру лично. Но могу сказать, что и первый и второй остались довольны. Их отношения – это отношения взаимного доверия и понимания. Это важно.
Встреча с новым главой парламента Вольфгангом Соботкой стала настоящим открытием. Ибо, в отличие от предыдущего главы парламента, он не скрывает своего интереса к внешней политике вообще и к украинской дилемме в частности. Он с радостью принял приглашение посетить Украину.
Попросили о признании Голодомора геноцидом. Говорили и о многом другом.
Потом было интервью австрийскому журналу "Профиль" (в понедельник в продаже).
Официальный ужин с федеральным президентом прошел в дворце Хофбург. В 22:00, строго по графику, начался Оперный бал. Вначале президенты и их супруги дали интервью для австрийского телевидения. В прямом эфире. Без переводчиков. Ибо это первый президент Украины, которому переводчик не нужен. Потом, под звук фанфар, они вошли в правительственную ложу.
Церемонию открытия я не буду описывать. Это триумф вкуса и утонченности.
А потом Президенты Порошенко и Ван дер Беллен общались с теми избранными, кому было позволено пройти для аудиенции. С директором Венской оперы – знаменитым Домиником Майером. С украинскими певцами и танцорами, которые служат в театре. С австрийскими и немецкими политиками. С представителями бизнеса.
Лично для меня самой трогательной стала еще одна встреча. В этом году среди дебютантов и дебютанток (совсем еще молодых ребят, которые первыми танцуют на балу) были приглашены мальчик и девочка с синдромом Дауна.
Все обнимали и приветствовали их. Надо было видеть, как светились глаза этих детей.
Около полуночи их подвели к президентам. Особенно значимо это было для нашей первой леди, которая перед этим полдня провела, общаясь с австрийскими специалистами по инклюзивному образованию.
Я смотрел и думал: вот это и есть Европа. Это – сила, ориентир.
Да, эта Европа не всегда готова слышать о войне и осознавать всю глубину той пропасти, которая открылась в Москве. Да, эта Европа не всегда нам понятна, и мы не всегда понятны ей. Да, в эту Европу приезжал и будет приезжать Путин.
Но это не значит, что мы имеем право на обиду.
Нам нужно ездить еще больше. Нам нужно показывать, что мы с Европой культурно и исторически на одной волне.
Надеюсь, венский визит этому помог.
Жаль, что не все захотели это понять. Спасибо тем, кто понял.
PS. Нет, наш президент не танцевал.
PPS. Нет, наш президент не встречался с Фирташем.
PPPS. Давайте все-таки попытаемся сделать так, чтобы наши политические споры не выливались в такую лютую ненависть, какую мы могли наблюдать в связи с этим визитом.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News