Итак, Яценюк ушел. Во всяком случае, заявил об этом, хотя его отставка еще требует оформления парламентом. Арсений Петрович, несмотря на то, что казался вросшим в кресло премьером, проработал значительно меньше своего «попередника» Азарова. Виктор Янукович очень просто решил дуализм парламентско-президентской республики: он изменил Конституцию, подмял под себя парламент и сделал премьером и главой Верховной Рады стопроцентно своих людей. Чем это закончилось, все в курсе. Петр Порошенко не прочь сделать то же самое, но он вынужден считаться с неожиданно крупной фракцией «Народного фронта» в парламенте, без которой пазлы не складываются. И Яценюк до поры до времени этим отлично пользовался.
Ни «Народный фронт», ни президент со своим именным блоком, особенно после последних скандалов, не хотят досрочных выборов – после них они, мягко говоря, будут еще меньше влиять на ситуацию. В связи с этим природу конфликта никто из сторон не может объяснить в идеологическом плане, зато она абсолютно ясна в плане финансовом – просто не поделили потоки. Точнее, на Банковой посчитали, что Яценюк на фоне войны и общей непростой ситуации «выбил» себе слишком много. Премьер перетянул на себя переговоры с олигархами, что не понравилось президенту.
Понятно, что эти противоречия заложены в Конституции, но очевидно, что стороны должны договориться, как с ними жить. Переговоры шли долго: команда премьера тянула время до последнего, пользуясь тем, что после провала голосования об отставке единственным вариантом выхода из политического кризиса было добровольное заявление Яценюка. Причем настроение Арсения Петровича менялось день ото дня: вечером у него могло быть одно решение, утром – другое. Сейчас оно, как видим, стабилизировалось – Яценюк готов уйти, под сохранение под собой ключевых министерств и госпредприятий вроде «Нафтогаза». И очевидно, что он готовится вернуться в политику в другом качестве, о чем он делает непрозрачный намек в своем последнем телеобращении в статусе главы правительства.
Казалось, офшорный скандал вдохнул в Яценюка уверенность, что все еще можно изменить. Неожиданный удар по Порошенко, попавшему по каток глобального журналистского расследования, начал выводить президента в лидеры рейтинга народных антипатий, на вершине которого засиделся премьер.
Что дальше?
Потенциальный новый глава Кабмина Владимир Гройсман может сколько угодно хорохориться своей самостоятельностью, очевидно, что он – лишь деталь, которая должна помочь президенту выстроить вертикаль под себя. Иначе не было смысла разводить канитель. Разговоры о том, что правительство Яценюка исчерпало народное доверие – в пользу бедных.
Конечно, сколько бы Яценюк не рассказывал о своих успехах в телепередачах по воскресеньям, общественное мнение было против него. Это факт. Желание слить непопулярного премьера со стороны Банковой также понятно: помимо монополизации власти, это позволяет какое-то время крутить тему, что к власти снова пришли реформаторы и в стране происходят необходимые изменения. У Кабмина Гройсмана все же будет время, чтобы показать свое новаторство. Главная проблема у потенциального нового премьера – парламент. Он стал главной преградой на пути к премьерству Натальи Яресько, но и более «договороспособному» Гройсману будет нелегко. Собеседники «Главкома» в Кабмине опасаются, что даже если при мобилизованной фракции «Народного фронта» были проблемы с прохождением необходимых законопроектов, то теперь НФ полностью «расслабится». И все инициативы Гройсмана будут «валить».
Впрочем, если говорить о шаткости коалиции, которую сейчас самые большие фракции парламента планируют создать «на двоих», нужно помнить, что она нужна исключительно для избрания премьера и правительства. Дальше парламент может действовать в ситуативном формате, причем в условной коалиции могут пребывать и те, кого фракции большинства считают «нерукоподаваемыми».
Интересно, что Владимир Гройсман, который теперь является единственным претендентом на премьерство, как в рот воды набрал. Он обнародует свои (написанные нанятыми экономическими экспертами) «антикризисные планы» в прессе, но при этом максимально минимизирует контакты со СМИ. В окружении спикера рассказывают, что это – часть стратегии, чтобы не сказать ничего лишнего накануне формирования нового Кабмина. Особенно на фоне «оффшорного скандала», который целую неделю пытались тушить на Банковой.
Остается большим вопросом, решит ли перестановка слагаемых (премьер от БПП, спикер (Андрей Парубий) от НФ и т. д.) существующую проблему с перетягиванием полномочий. Либо выносимые на публику разногласия были лишь повышением ставок, либо мы наблюдаем лишь затягивание времени перед досрочными парламентскими выборами. Источники из обоих лагерей заявляют, что они неизбежны – но есть надежда, что с осени их удастся перенести хотя бы на следующую весну.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News