В то время как президент США Дональд Трамп переворачивает отношения с Канадой, вводя высокие тарифы и сочиняя воинственные посты в соцсетях, канадцы задумываются над тем, не пора ли искать более надежных союзников. Вопроса членства Канады в ЕС нет в бюллетенях, подготовленных к апрельским выборам, но опросы показывают, что жители страны заинтригованы идеей присоединения к блоку, пишет Politico.
Согласно недавнему опросу, 44% канадцев заявили, что поддерживают идею членства в Евросоюзе. В то время как выступили против этого 34%.
Главный представитель Европейской комиссии Паула Пиньо отметила, что Брюссель «гордится результатами такого опроса». Однако, похоже, подтвердила, что согласно руководящим договорам блока только европейские страны имеют право на членство в ЕС.
Вступление Канады в ЕС может показаться надуманным даже для Комиссии. Однако по словам экспертов ЕС, которые разбирали этот вопрос для Politico, хотя такой гамбит вряд ли будет успешным, он на самом деле не невозможен.
Дело Канады как 28 члена блока, отмечают в издании, основывается в основном на эмоциях. Хотя Канада и Евросоюз разделены Атлантическим океаном и тысячами километров, они имеют много общих интересов: крепкие экономические связи, общие демократические ценности и, конечно, головные боли, которые вызывает администрация Дональда Трампа.
Отсюда возникает вопрос, кроме базовой географии, определяет ли еще что-то страну как европейскую, и может ли Канада претендовать на это? Ведь Пиньо указала на терминологию статьи 49 Договора о Европейском Союзе, которая говорит, что «любое европейское государство… может подать заявку на вступление в Союз»
«Быть европейцем – это большее состояние души… Юридически и формально европейское государство на самом деле не определено, и, глядя в прошлое, у нас были европейские государства, которые в определенном смысле не ограничивались европейским континентом», – сказала в интервью Politico профессор внешней поддержки демократии ЕС в Маастрихтском университете Жизель Боссе.
Она добавила, что у стран Евросоюза усть заморские территории в Карибском бассейне, Тихом океане и Арктике. По ее словам, канадцы – это «особые европейцы» по таким причинам, как их вера в социальное государство, политическая и правовая системы, основанные на европейских моделях. Кроме того, многие канадцы имеют континентальное происхождение.
Профессор европейской политики в Высшей технической школе Цюриха Франк Шиммельфенниг высказал схожее мнение, когда комментировал дискуссию о том, что значит быть европейцем за пределами размещения на карте мира. По его словам, «Канада, безусловно, соответствует этому критерию», ведь эта страна «во многих отношениях, вероятно, ближе к европейским ценностям, институтам и политике, чем многие из нынешних стран-кандидатов».
Хотя некоторые канадские настроения положительны, любое решение, в конце концов, принадлежит Европейской Комиссии и странам-членам блока. Правда, пока некоторые исследователи ЕС наводят аргументы по поводу того, почему членство Канады возможно, другие вылили холодную воду на эту перспективу.
Для начала канадцы должны быть очень серьезно настроены по отношению к своей так называемой европейскости. По мнению Боссе, ответы на опрос, возможно, были «эмоциональным шагом со стороны канадцев».
До вступления в ЕС в 2004 году страны Центральной Европы постоянно говорили о своем вступлении как о «возвращении в Европу» – места своей исторической принадлежности. Канадцы не выражали подобных настроений, по крайней мере, пока.
По мнению заместителя директора Центра европейских реформ Яна Бонда, «было бы очень тяжело доказать, что Канада является европейской страной» по нескольким причинам. Он отметил, что даже если бы она прошла тест на так называемую европейскость, помешала бы «практическая экономика».
«Тогда Канаде пришлось бы установить таможенную границу между собой и США и применять тарифы и правила ЕС к импорту из США... Это было бы невероятно экономически разрушительным. Это перевесило бы любые выгоды, которые она могла бы получить от членства в течение многих-многих лет», – добавил Бонд.
Он сказал, что принятие нового члена в блок потребует единодушия. Более того, для этого даже нужны референдумы в некоторых странах-членах, таких как Франция.
«Как часто французские фермеры голосовали за свободную торговлю с другими частями света?… Они скорее поджигают вещи, стараясь не допустить этого. Я не думаю, что это возможно в краткосрочной перспективе из-за процедур и состояния союза и расширения», – добавил Бонд.
По его словам, Канада вместо членства могла бы улучшить свое соглашение об экономическом партнерстве с ЕС. И, похоже, канадские власти уже работают над этим.
Новый премьер-министр Марк Карни совершил свой первый зарубежный визит во Францию 17 марта, чтобы обсудить с президентом Эммануэлем Макроном развитие более крепких экономических, оборонных и коммерческих связей.
Но он, возможно, также допустил роковую ошибку для любых далеко идущих амбиций ЕС, когда назвал Канаду «самой европейской из неевропейских стран».
Если Брюссель «делал заметки», это может обернуться против него, если Канада когда-нибудь подаст заявку на членство.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →