Для пунктов обмена наличной валюты в Украине хотят многократно увеличить налог на прибыль. При этом взиматься он будет авансом, то есть до получения обменниками какой-либо прибыли. Спорность инициативы состоит также в том, что новый налог будет касаться лишь небанковских финансовых учреждений. "Апостроф" разбирался, для чего обменные пункты хотят обложить очередной данью, и какими будут последствия такого шага.
Финансы дадут авансом
Правительство и Верховная Рада продолжают искать источники дополнительных поступлений в государственный бюджет. В частности, власти обратили свой взгляд на валютообменные операции. На рассмотрение парламента подан законопроект, автором которого является глава комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Он предусматривает установление для обменных пунктов небанковских финансовых учреждений минимального размера налога на прибыль в размере трех минимальных месячных зарплат (на сегодня – 19 500 гривен).
Согласно проекту, финансовое учреждение будет обязано ежемесячно вносить авансом указанную сумму за каждый из принадлежащих ему обменных пунктов. И, если по результатам финансового года окажется, что налог на прибыль компании превышает уже выплаченный аванс, она должна будет доплатить недостачу. Если же отчетность покажет, что реальный налог на прибыль ниже уплаченных сумм, то все остается, как есть - предприятие ничего не доплачивает, но и государство не возвращает ему переплаченных сумм.
Соответственно, в случае одобрения этого закона, минимальный налог на прибыль для каждого обменного пункта, принадлежащего небанковскому учреждению, составит 36 минимальных зарплат (сейчас – 234 тысячи гривен). В то же время, на принадлежащие банкам обменные пункты этот порядок не распространится.
Целесообразность такого новшества автор объясняет значительной популярностью валютообменных операций в небанковских учреждениях. По его данным, в 2018 году общий объем таких сделок составил 5,8 миллиарда долларов. В 2019 году эта сумма выросла до 19,9 миллиарда долларов и оказалась почти вдвое больше общего объема валютообменных операций, проведенных через банковскую систему.
Такое же соотношение сохраняется и на сегодняшний день. Причем, используя условия войны, по мнению Даниила Гетманцева, небанковские учреждения активно занимаются спекуляцией валютой, что делает их бизнес сверхприбыльным.
Однако эта доходность не приводит к увеличению поступлений в государственный бюджет. По данным Национального банка Украины (НБУ), небанковские обменные пункты за весь 2021 год уплатили в госбюджет 7 миллионов гривен налога на прибыль, в то время как общий размер проданной в них валюты составил более 384 миллиардов гривен. В среднем каждый обменный пункт платил в 2021 году 145 гривен налога на прибыль в месяц. Ненамного больше платят они и сегодня. По результатам первого полугодия 2022 года, средний размер налога на прибыль составляет 165 гривен в месяц.
По мнению главы парламентского комитета, это слишком маленькая сумма. И именно это побудило его разработать законопроект, который увеличит налогообложение валютообменных операций почти в 120 раз – со 165 гривен до 19 500 гривен. Это, как считает Гетманцев, позволит привлечь в бюджет большие дополнительные средства.
Убрать конкурента
Новый законопроект полностью вписывается в политику, которую в последнее время проводят правительство и парламент, лихорадочно выискивая новые объекты налогообложения для того, чтобы поддержать значительно похудевшую доходную часть бюджета.
"Налоговый комитет (Верховной Рады) и Министерство финансов отталкивались от информации Национального банка о том, что месячный оборот обменного пункта составляет около 80 тысяч гривен, - рассказывает "Апострофу" эксперт CASE Украина Евгений Дубогрыз. - На этом основании они пришли к выводу, что это как раз подходящий гусь для общипывания" ( отсылка к цитате Даниила Гетманцева о том, что правильное налогообложение - "это искусство общипывать гуся так, чтобы он не кричал").
Впрочем, по мнению многих экспертов, бюджетные соображения не являются единственной причиной такой инициативы.
"Скорее всего, в данном случае вообще речь не идет о справедливом налогообложении, - сказал в комментарии изданию руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Надлежащего экономического обоснования, подтверждающего, что данный законопроект приведет к существенному увеличению поступлений в бюджет, нет. Вероятная цель этой инициативы состоит в том, чтобы сделать небанковские обменники неприбыльными и вытеснить их с валютного рынка".
Главный мотив, по мнению эксперта, в том, что автор законопроекта считает небанковские финансовые учреждения спекулянтами, с которыми нужно бороться. К тому же, такая инициатива активно поддерживается банковским лобби, которое стремится избавиться от конкурента.
"В последнее время доходность банков снизилась, и они заинтересованы в создании давления на конкурентов для того, чтобы прибыльные операции по обмену валют перешли к ним, – говорит Илья Несходовский. – С этой целью в последнее время принимаются решения, направленные на то, чтобы усложнить жизнь небанковским обменникам. Сначала им было запрещено вывешивать курсы за пределами собственных помещений. Затем были повышены требования к уровню безопасности обменных пунктов - охране, видеонаблюдению и т.д. И вот теперь им резко повышают налогообложение".
При этом, оказывая давление на обменные пункты, законодатели не придерживаются основных принципов рыночной экономики.
"Не существует практики налогообложения точки продажи наперед, еще до того, как субъекты предпринимательства получили какие-то доходы, – говорит Евгений Дубогрыз. – К тому же такое решение, если оно будет принято, нарушит принципы равной конкуренции, поскольку в данном случае речь идет о выборочном налогообложении только небанковских обменных пунктов, тогда как для банковских учреждений ничего не изменится. Это плохой прецедент для экономической политики государства, поскольку речь идет о создании неравных условий ведения бизнеса для предприятий, занимающихся одним видом деятельности".
К тому же, по мнению эксперта, налоговые нововведения создадут дополнительную нестабильность на наличном валютном рынке и ударят по интересам граждан Украины, которые пользуются услугами по обмену валют.
"Чтобы компенсировать свои потери от нового налога, небанковские обменные пункты должны будут повысить курс продажи валюты и увеличить разницу между курсами покупки и продажи, – считает Дубогрыз. – А, поскольку сегодня тенденции на этом рынке задают именно небанковские обменники, то вслед за ними подтянутся и банки, которые не откажутся от возможности получения дополнительной прибыли".
Впрочем, повышение курса вряд ли приведет к значительному сокращению наличных операций, в том числе через обменники.
"Высокий спрос населения на иностранную валюту в значительной степени связан с войной, и он никуда не денется, – объясняет Илья Несходовский. – Если из-за повышения налогов часть небанковских обменных пунктов закроется, клиенты будут переходить к другим субъектам этого рынка. Часть обратится в банковские обменники, которые предлагают более высокий уровень надежности операций. Однако значительное количество людей пойдет на "черный" рынок, который предлагает более выгодные курсы, но не платит налогов вообще. Поэтому неизвестно, послужит ли очередная налоговая инициатива значительному повышению поступлений в бюджет".
Напомним, Зачем Путин ударил по Украине межконтинентальной ракетой: мнение аналитика.
Ранее Вести-ua.net писали, Плюс 20%: что означает введение налога на Google, Facebook и Youtube в Украине.
Также Вести-ua.net сообщали, Удар по карману Путина: нефтяные доходы Кремля могут резко сократиться, - Bloomberg.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →