Политический кризис в Республике Беларусь (РБ), наслоившись на общемировой, согласно прогнозам части экспертов может привести к падению ВВП страны на 10-12% в 2020 году. Власти Беларуси считают, что убытки от протестов и забастовок уже обошлись государству в более чем $500 млн, а в долгосрочной перспективе сумма начнет измеряться миллиардами, заявил помощник президента Александра Лукашенко по вопросом кредитно-финансовой политики Вячеслав Бельский.
Беларусь входит в пятерку крупнейших торговых партнеров Украины, являясь одним из основных поставщиков топлива. Тем не менее, как считают опрошенные UBR.ua эксперты, возможный срыв поставок, связанный с забастовкой на предприятиях республики, а также в целом усиление экономического кризиса едва ли скажется на интересах Киева, который может заместить недостачу импорта из Беларуси практически по всем товарным позициям. Напротив, отечественные эксперты уверены, что Украина – в экономическом отношении – гораздо нужнее Минску, чем наоборот.
Белорусские нефтепродукты составляют 30% рынка Украины
Для Украины Беларусь – один из важнейших торговых партнеров, особенно в топливно-энергетическом секторе. Согласно статистике, в 2019 году товарооборот двух стран вырос на 6%, составив $5,8 млрд. Среди всех торговых партнеров Украины Беларусь занимает пятую строчку, обгоняя Турцию и уступая только Польше, Германии, России и Китаю. Доля Беларуси в общей структуре товарооборота Украины составляет 4,8%.
При этом Украина имеет негативное торговое сальдо с РБ: за 2019 год к северному соседу было завезено украинских товаров на $1,7 млрд против $4,1 млрд, которые Украина импортировала. В значительной степени это связано с поставками нефтепродуктов – топливо белорусского происхождения составляет до 30% украинского рынка. В связи с этим информация о забастовках на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) была воспринята едва ли с не наибольшими опасениями в Украине, чем касательно любого иного белорусского предприятия.
Пока же ничего не свидетельствует об остановке производства на белорусских НПЗ – собеседники UBR.ua скептически отнеслись к такой возможности.
"Большей глупости совершить будет просто невозможно, потому что заново запустить НПЗ – это все равно, что запустить мартеновскую печь. Очень дорого и очень сложно", – указал на риски остановки нефтеперерабатывающих заводов исполнительный директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Низкой назвал вероятность срыва поставок горючего с НПЗ Беларуси в Украину и заместитель директора "Консалтинговой группы А-95" Артем Куюн. Он, впрочем, обратил внимание, что в Украине сегодня накоплен запас дизельного топлива (данный вид горючего Украина в основном импортирует из РБ) более чем на месяц вперед. Даже в случае срыва торговли на более длительный срок для Украины открыты и альтернативные каналы поставок, которые могут заместить импорт из Беларуси.
"Даже не имея такого запаса, мы уже сталкивались с перебоями в поставках из Беларуси, к примеру, в начале этого года. Мы показали, что наш рынок очень диверсифицирован, что мы можем нарастить поставки топлива и из традиционных направлений – России, Литвы, Польши, – которые сейчас участвуют в наполнении рынка, так и с моря, где в принципе нефтепродуктов сейчас тоже достаточно много", – выразил убеждение Артем Куюн, добавив, что цена на топливо "без Беларуси, конечно, не останется стабильной, однако вряд ли резко подскочит".
Незначительное увеличение стоимости нефтепродуктов в случае срывов поставок топлива спрогнозировал и Олег Пендзин.
"Долгосрочный контракт объективно всегда дешевле, чем объемы, взятые со спотового рынка в экстренном порядке. Хотя я думаю, что и этого не произойдет, так как белорусы просто не допустят остановки НПЗ", – заметил Пендзин.
В меньшей степени можно заместить объемы ввозимого из РБ сжиженного газа, указывает Куюн, уточняя, что белорусский СУГ в Украине занимает до 25% рынка. Правда, эксперт "А-95" акцентирует, что и в данном сегменте вопрос замещения упирается в цену.
Налоговый маневр
Между тем, уже вскоре нефтепродукты из Беларуси так или иначе могут стать менее конкурентными в ценовом отношении, так как местную нефтепереработку ждет удорожание в связи с проводимой в России реформой налогообложения нефтянки – так называемого налогового маневра.
До 2019 года Минск закупал у Москвы "черное золото" по внутрироссийский ценам, которые формируются по мировым котировкам за вычетом экспортной пошлины. Ее Беларусь не уплачивает в связи с нахождением в составе Таможенного союза. Налоговый маневр предполагает параллельное снижение экспортной пошлины с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (т.е. нефти), что, соответственно, поднимет на тот же уровень стоимость закупки нефтяного сырья для белорусских НПЗ.
"Налоговый маневр, который завершается в 2024 году, приведет к смещению налогообложения ближе к добыче и внутреннему рынку. Экспортеры пошлин лишатся, Беларусь останется ни с чем", – констатирует Куюн. Он добавляет, что уже сегодня заводы Беларуси могут найти альтернативные российским каналы закупки сырья.
"Да, поставки, к примеру, с моря, будут дороже и суперсладкие времена закончатся, однако в Беларуси модернизированные и конкурентные заводы, которые смогут вытянуть экономику", – дает прогноз Артем Куюн.
Украина потеряла белорусский рынок
Олег Пендзин считает, что Украина ничем не рискует в случае утраты поставок и по всем другим группам товаров, которые Беларусь поставляет в Украину – от аграрной продукции и до машинной индустрии.
"Вместо белорусской картошки можно закупать польскую, которая уже сегодня в два раза дешевле, чем в Украине. Если уйдут представленные в Украине белорусские машинные предприятия – в основном производящие сельскохозяйственную технику – на их место придут европейцы или секонд-хенд из США. Украина – это конкурентный рынок, и в первую очередь Беларусь рискует здесь потерять свой сегмент", – пояснил свою точку зрения директор Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Президент Украинского аналитического центра (УАЦ) Александр Охрименко со своей стороны обратил внимание, что украинские производители белорусский рынок фактически потеряли и снижение товарооборота – как отметил эксперт, "ничтожного", – не почувствует ни одна, ни другая сторона.
"У нас все эти годы внешняя торговля с Белоруссией сворачивалась. Был момент, когда они покупали у нас очень много минеральных удобрений и кондитерских изделий – но, несмотря на то, что Порошенко был президентом, объем поставок только уменьшался", – прокомментировал Охрименко.
По мнению президента УАЦ, в результате протестов – и здесь он соглашается с прогнозами белорусских властей, – финансовые потери РБ могут исчисляться миллиардами долларов, а спад ВВП может достигнуть не только 10-12%, но, по аналогии с Украиной образца 2014-15 гг., превысить 18%.
Опрошенные UBR.ua эксперты оказались солидарны относительно перспектив начала рыночных реформ в РБ, аналогичным проводимым в Украине: приходу к власти оппонентов действующего президента мешает отсутствие одобрения со стороны сопредельных с Беларусью стран, а без смены элит радикальных изменений вряд ли стоит ждать.
Впрочем, по мнению Охрименко, на торговые отношения Украины и Беларуси это никоим образом не повлияет – именно от Киева зависит развитие экономического взаимодействия с Беларусью. Какой будет экономическая модель соседа – особой роли не играет.
Охрименко также указывает, что при "закручивании гаек" и сохранении власти за действующим президентом экономика украинского соседа начнет восстанавливаться уже со следующего года. Однако определенных изменений в структуре управления Беларусь может подвергнуться и при сохранении действующей власти. Такой же точки зрения придерживается директор Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслан Бортник.
"Беларусь ждет трансформация. Не зря власти говорят о конституционной реформе с передачей части полномочий парламенту. Очевидно, что будет частично корпоративизирован госсектор. Также может усилиться роль частных инвестиций – как из России и Китая, так и из других стран", – предполагает Руслан Бортник.
Директор УИАМП также высказал обратную точку зрения относительно значимости торговли Украины и Беларуси, заметив, что РБ с экономической точки зрения важна для Украины как один из последних оставшихся коридоров для выхода на рынки СНГ. Впрочем, в большей степени риски для Украины от кризиса в Беларуси находятся в политической плоскости.
"Если в Беларуси случится украинский сценарий, и она будет отрезана от России, то мы потеряем возможность выхода не только на рынки СНГ и РФ через Беларусь, но и, к тому же, у нас возникнут дополнительные риски в сфере безопасности: непонятно, что будет с переговорами по Донбассу и не будут ли они заморожены", – выразил мнение Бортник.
Источник: ubr.ua
Напомним, Атака на Днепр: в ГСЧС показали фото поврежденного здания.
Ранее Вести-ua.net писали, Победа Лукашенко "спорная": западные СМИ о переизбрании президента Беларуси.
Также Вести-ua.net сообщали, Похолодание усиливается: синоптики дали прогноз на сегодня.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →