Пока украинцы нервно следят за скачками курса в обменниках, правление Нацбанка в ожидании скорого ухода совершает подозрительные транзакции и выписывает себе по 9 окладов. Все это происходит на фоне громких заявлений, которые, по мнению экспертов, не имеют под собой реальной основы.
Без кредитных каникул
13 июля в СМИ было обнародовано заявление первого заместителя главы НБУ Екатерины Рожковой, которая сейчас временно исполняет обязанности главы регулятора, что введенная в связи с карантином политика "кредитных каникул" будет пересмотрена. В то время, как банки осуществляют выплаты по депозитам, они не получают в достаточной мере прибыли от кредитов, что и приводит к накоплению дисбаланса в банковской системе.
"Весной мы поддерживали "кредитные каникулы", однако страна перешла уже к адаптивному карантину, многие ограничения сняты – пришло время пересмотреть подход и для банков", – сказала Рожкова.
Логика в таком заявлении есть, ведь по своей сути банки – это посредники, и, если от них требуют "кредитные каникулы", то рано или поздно и они, соответственно, предложат со своей стороны ввести "депозитные каникулы". Однако в Совете НБУ отрицают, что ситуация на данный момент является критической, наоборот, какое-то время еще можно рассчитывать на поблажки.
"Надзор НБУ внимательно следит за ситуацией. Пока что конъюнктура рынка в пользу НБУ, госбанки получают больше всего обращений об отсрочки платежей, и одновременно они же больше всего показывают избыточную ликвидность. Поэтому какое-то время каникулы для заемщиков – это вполне обеспеченная реальность", – прокомментировал UBR.ua член Совета НБУ Виталий Шапран.
По его мнению, основную социальную нагрузку в рамках "кредитных каникул" должны нести на себе госбанки. "Наверное, Минфин недаром докапитализировал наши госбанки с 1992 года на $10-12 млрд, они обязаны нести на себе хоть какую-то социальную нагрузку", – полагает член Совета НБУ.
Дисбаланса нет
О том, что проблемы в банковском секторе, озвученные Рожковой, по крайней мере по состоянию на данный момент несколько преувеличены, говорят и эксперты. Они обращают внимание, что статистика, которую публикует сам же Нацбанк, не подтверждает дисбаланса банковской системы.
"Это вообще не было никогда проблемой, а сейчас тем более. Если вы посмотрите на данные, которые регулярно обнародует Национальный банк, то увидите, что банковская система у нас работает в плюс. У нее прибыли. Я не очень понимаю, о каких убытках говорит госпожа Рожкова", – прокомментировал UBR.ua экономический эксперт Юрий Гаврилечко.
В рамках самой крупной программы кредитования за последние полгода – программы 5–7–9 через банки проведено около 1 млрд грн кредитов при общем объеме заявок в 8 млрд грн. Но даже если бы все они были удовлетворены, для экономики Украины, ВВП которой составляет 3,5 трлн грн, это мизер. Кроме того, кредитные каникулы отнюдь не являются совсем уж льготными.
"Парламент принял очень "интересный" закон, который не обязывал банки, а предоставлял им право по своему усмотрению на период карантина не требовать с заемщиков выплат процентов по кредиту. Но закон не может включать в себя рекомендательную норму, а только императивную, которую надо исполнять. Поэтому я даже теоретически не понимаю, какие проблемы могут быть у банков в период кризиса", – удивляется Гаврилечко.
Экономических основ для дестабилизации банковского сектора на данный момент нет, полагает и экономический эксперт Виктор Скаршевский. И причина этого в том, что уровень закредитованности украинской экономики намного ниже, чем даже у более успешных в экономике соседей.
"Особых угроз у нас нет по одной простой причине – банки в последние годы не кредитуют экономику, которая закредитована на нижайшем уровне – менее 30%, а учитывая, что часть кредитов не обслуживается, то вообще 15%. В то же время в Польше это 60%. Банковская система у нас сейчас более устойчива, потому что она практически не существует с точки зрения кредитования реального сектора экономики", – подчеркивает Скаршевский.
9 окладов
Поэтому обеспокоенность Рожковой невозвращенными кредитами, полагают эксперты, вряд ли имеет под собой серьезные основания. Но ее заявление вполне может быть поставлено в один ряд с подобными месседжами команды НБУ, включая ее бывшую главу Валерию Гонтареву, прозвучавшими за последнюю неделю, которые являются ничем иным, как вредительством, считают эксперты.
"Кто больше всего заинтересован в нагнетании паники? Ее бывший шеф Порошенко. Кто больше всех кричал: если Смолия снимут, доллар будет по 100 грн? Так называемая условная "группа Сороса". Однако цена отставки Смолия – 20 копеек. Настолько подорожал доллар после его отставки, несмотря на все эти крики", – констатирует Скаршевский.
Первым в ряду таких акций было заявление самого Смолия об уходе, который сослался на то, что неизвестные установили неподалеку от его дома гробы и похоронные венки, и это, по мнению экс-главы НБУ, также было политическим давлением.
"Теперь обществу предстоит разгадывать пазл, чьих рук это дело: то ли спецслужб одной страны, которые жаждут расшатать ситуацию в Украине, то ли спецслужб других стран, которым не нравится смена главы НБУ, то ли действительно это своеобразный "привет" от олигархов, которые утратили свои банки в период банковского кризиса. Как член совета НБУ я тоже опрашивал членов правления о том, какое именно политическое давление на них оказывается. Ответа на свой вопрос я не получил", – рассказал UBR.ua Виталий Шапран.
По его мнению, в правлении сейчас преобладают, скорее, эмоции, чем рациональный подход. Правда, не в публичных высказываниях, а в действиях топ-менджмента есть место и рациональности. Уходящая команда НБУ в ожидании скорого ухода старательно переписывает контракты в ущерб государству и осуществляет подозрительные транзакции, фактически злоупотребляя служебным положением.
"Совет НБУ крайне обеспокоен последними инициативами правления оперативно, после ухода Якова Смолия пересмотреть бюджет административных затрат в сторону подозрительных транзакций, а также оперативным переводом управленцев среднего звена на контрактную форму работы", – говорит Шапран.
Некоторые условия этих контрактов, подчеркивает член Совета НБУ, являются заведомо ущербными для регулятора, например, они предполагают выплату 9 окладов при досрочном расторжении контрактов по инициативе работодателя.
"Предлагаемые формы контрактов, по моему мнению, есть заведомо ущербными для НБУ, например, они предполагают выплату 9 окладов при досрочном расторжении контрактов по инициативе работодателя. Такие условия не есть рыночными, и с учетом смены главы НБУ и грядущей смены команды управленцев нанесут ущерб прибыли НБУ и соответственно доходам госбюджета. Совет НБУ в данный момент проводит интенсивные консультации с нашими международными партнерами, что делать с этим безобразием", – резюмирует член Совета НБУ.
Источник: ubr.ua
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News