В 2015 г. Нацбанк будет еще активнее закрывать банки, чем в этом. Базовые условия для этого создает Кабмин, который в «бюджетном пакете» среди прочих подал законопроект №1564 («О мерах, направленных на содействие капитализации и реструктуризации банков»).
По нему банк будeт автоматически признаваться неплатежеспособными, если его не смогут поддержать акционеры или национализировать государство, передают Новости Украины Vesti-ua.net со ссылкой на Вести.
Во главу угла ставится выполнения норматива по адекватности капитала (рассчитывается делением капитала банка на его активы), который показывает достаточно ли у банка собственных денег (капитала, выделенного владельцами), чтобы покрыть кредиты, которые он выдал. Этот показатель не должен опускаться у финучреждения ниже 7%, причем, не просто после расчетов работниками самого банка, а по результатам стресс-тестирования НБУ. Чиновники должны прийти проверить все финансовые показатели финучреждения и адекватность расчетов, и пересчитать и подтвердить этот показатель. Если он укладывается в оговоренные 7% — к нему не будет никаких вопросов (сможет продолжить работу), а если норматив будет нарушен — от владельцев потребуют денег на увеличение капитала.
Хуже всего придется тем, финучреждениям, чьи акционеры денег не найдут — именно эти банки, согласно правительственному законопроекту, будут признаваться неплатежеспособными или национализироваться государством.
«Частичная национализация по факту невозможна. На законодательном уровне прописано, что доля государства в таком случае должна составлять не менее 75% + одна акция. Потому возможна лишь полная национализация (на сто процентов)», — объяснил «Вестям» ситуацию первый зампредправления банка «Контракт» Павел Крапивин.
Ожидается, что национализация банков в 2015 г. будет принудительной. С хозяевами финучреждений будет короткий разговор: сам не можешь спасти свой банк — отдавай его государству, и, скорее всего, бесплатно. Но всех подряд Кабмин прибирать к рукам не будет. «Если и будут спасть, то большие проблемные банки — один-два», — отметил в разговоре с «Вестями» зампредправления Райффайзен Банка Аваль Виктор Горбачев. Кстати, в госбюджете-2015 на эти цели отводится 36,5 млрд. грн.
Имен пока никто не называет. В начале года ходили упорные слухи о национализации банка «Форум» (связывают с бизнесменом Вадимом Новинским), а совсем недавно о VAB Банке Олега Бахматюка. Но ни те, ни другие так и не подтвердились — оба финучреждения получили временные администрации. Неделю назад сплетники обсуждали возможное вхождение государства в капитал Дельта Банка, однако и эту информацию «Вестям» опровергли — его совладелец Николай Лагун.
В начале года финансисты рассчитывают получить от Нацбанка с Минфином детализированные правила процедуры национализации. Поскольку считают, что срочно нужно ужесточать принципы, по которым украинские власти прибирают к рукам банки. Сейчас их можно сформулировать так: «мы вам деньги на спасение — вы нам нечего». Именно так и вышло тремя национализированными десять лет назад Родовид Банком, Укргазбанком и банком «Киев», в которые правительство влило более 120 млрд. грн., но так за них ничего и не получило взамен. Хотя изначально планировалось, что власти смогут поставить эти структуры на ноги, а затем их выгодно продать.
«Условия государственной рекапитализации должны создавать четкие предпосылки для того, чтобы банк как можно скорее погасил свою задолженность перед правительством. Необходимо исключить вариант, когда такое финансирование дается «безвозвратно» или «безвозмездно». Также, такие финансовые вливания со стороны государства должны обязывать банк произвести реструктуризацию своих активов и уменьшение баланса. Например, нидерландская ING продала свое страховое подразделение взамен на капитальное вливание от правительства Нидерландов», — отметил в разговоре с «Вестями» председатель правления ОТП Банка Тамаш Хак-Ковач.
В Евросоюзе для спасения и национализаций создали стабилизационный фонд — ESM (European Stability Mechanism). Финансирование предоставлялось из него исключительно тем финучреждениям, к спасению которых нельзя привлечь частный капитал. «И что самое главное — доступ к фонду могли получить лишь те банки, которые были готовы к проведению реформ и изменению ведения бизнеса», — отметил Хак-Ковач. В Украине, по его мнению, могли бы применяться аналогичные принципы. «Также государство могло бы законодательно ограничить зарплаты топ-менеджмента таких финучреждений. В некоторых случаях, реформирование банка в целях получения господдержки может предусматривать полную замену менеджмента, который оказался несостоятельным», — отметил эксперт.
Банки, которые не заинтересуют правительство (или не смогут договориться о национализации), и чьи акционеры откажутся их спасать конкретными денежными вливаниями, будут автоматически признаваться неплатежеспособными. Дальнейшая процедура уже ни раз обкатана: в них вводят временную администрацию, и если той не удается подыскать нового владельца с деньгами, то финучреждения ставят на ликвидацию.
И таких ликвидаций, как ожидают финансисты, может быть немало. «По моим оценкам в 2015 году еще около 30-40 банков могут покинуть рынок. Возможно и больше, если ситуация не будет улучшаться. Конфликт на востоке, негативный инвестклимат, падение ВВП и объемов производства, девальвационные ожидания — все это сулит банковской системе крайне непростой год», — рассказал «Вестям» советник председателя правления Евробанка Василий Невмержицкий.
Еще более пессимистичный сценарий допускает Виктор Горбачев: «В объединение банков мне не вериться, это очень дорогостоящий, длительный процесс. Думаю, в 2015 году из около 170 банков останется порядка 100».
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News