Пока в России происходит частичная "могилизация", а кремлевский фюрер пугает Украину и мир применением ядерного оружия, власти Германии пытаются действовать по устоявшимся лекалам и всячески оправдывать торможение военной помощи Украине. Изменится ли эта ситуация в ближайшее время и что может привести к таким изменениям, читайте в материале "Апострофа".
"Улитка" Шольц и компания
В понедельник, 26 сентября, Германию вместе со всей Европой всколыхнула незаурядная новость. Оператор магистрали Nord Stream AG сообщил о разрушениях одновременно на трех нитях морских газопроводов "Северный поток-1" и "Северный поток-2". Авария носит беспрецедентный характер, а сроки возобновления работы трубопроводов оценить невозможно. Некоторые эксперты уже говорят о возможной диверсии.
"Северный поток -2" стоял мертвым грузом еще с начала года – Берлин отказался его сертифицировать в ответ на российскую агрессию в Украине. Что касается "Северного потока-1", то Россия прекратила поставлять им газ в начале сентября, аргументировав это потребностью ремонта.
Как отмечает немецкое издание Der Tagesspiegel, это могла быть спецоперация России, проведенная под "ложным флагом".
"Это может вызвать дополнительную неопределенность и подтолкнуть цены на газ к росту, чтобы еще больше усилить европейский кризис стоимости энергоносителей, которая в последнее время несколько ослабла", - говорится в материале.
Диверсия – нескрываемое давление со стороны РФ на правительство Германии перед зимним отопительным сезоном: мол, снимите санкции, и газ пойдет. Однако нынешние аварии доказывают, что возвращения к "былой жизни", на которую многие надеялись в Германии, точно не произойдет.
Этот недвусмысленный "сигнал" немецким властям может наконец-то изменить ее позицию в нужную нам сторону. Не секрет, что Украина еще с весны добивается от Берлина поставки тяжелого оружия, но с отрицательным результатом. На днях канцлер Олаф Шольц в очередной раз заявил, что присяга "обязывает его действовать благоразумно, чтобы не допустить прямого столкновения между странами НАТО и Россией".
Однако позиция Шольца не равна позиции участников правящей коалиции и власти Германии в целом, говорит "Апострофу" аналитик Западного института в Познани Виктор Савинок. По его словам, у коалиции сейчас большие различия. Они не озвучиваются на заседаниях Бундестага и не раздаются с каких-то трибун, но если заглянуть по крайней мере в Twitter - это видно невооруженным взглядом, и касается как "зеленых", так и свободных демократов, которые четко говорят, что Украине нужно предоставить тяжелое вооружение.
"Агнес Штрак-Циммерманн, глава Комитета Бундестага по вопросам обороны, заявила, что нужно предоставить нам по крайней мере бронетранспортеры Fuchs. Но канцлер Шольц не готов и на этот шаг. То есть, союзники по коалиции готовы идти значительно дальше чем Шольц, которого сдерживает общественное мнение (позиции по этому вопросу нет) и позиция самих эсдеков: партия и фракция в Бундестаге очень сильно разделена из-за вопроса поставки тяжелого оружия Украине. Но есть и мнение, что война в принципе является страданием, соответственно ее надо прекращать любой ценой и сажать всех за стол переговоров. При этом зверства россиян как-то не учитываются, как и то, что Россия идет на эскалацию, несмотря на все протянутые руки мира социал-демократов, которые "за мир во всем мире", – говорит эксперт.
В конечном счете, проблему с разрешением на передачу Украине тяжелого вооружения можно будет решить силами не только коалиции, говорят аналитики. Конечно, в Бундестаге существует фракционная дисциплина – то есть депутаты голосуют так, как согласовано в рамках фракции или коалиции. Но с другой стороны, они голосуют и в соответствии со своими убеждениями.
"Нужно дождаться "сигнала" от руководства фракций "зеленых" и свободных демократов, когда оно намекнет, что депутаты могут действовать согласно собственной совести. Относительно свежий пример - голосование за "браки для всех", то есть легализация однополых браков: христианские демократы противились этому, но Меркель дала понять, что позволяет голосовать своим депутатам по их совести: ключевых 75 голосов дали в результате именно христианские демократы, хотя сама канцлер и голосовала против. Такая же ситуация возможна и с голосованием за оружие Украине: голоса, нужные ХДС/ХСС могут дать или "зеленые", или свободные демократы, или даже отдельные представители фракции левых, имеющие близкую к Украине позицию, или эсдеки", - добавляет Виктор Савинок.
Словом, механизм политического решения проблемы поставок оружия по Германии можно найти. Но политический "зеленый свет" – лишь часть большого вопроса поставок западного оружия Украине.
"Логистические проблемы" и другие отговорки
Учитывая потери, у нас есть необходимость в тяжелой бронетехнике – танках, БМП и БТР: еще в июне появилось заявление командования Сил логистики ВСУ, которые говорили о потере 400 танков, говорит "Апострофу" директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
"Польша частично компенсировала нам потери своими Т-72, но сейчас формируются бригады, нуждающиеся и в танках, и в БТР, и в БМП. Поэтому мы заинтересованы в немецких образцах, но больше надеемся на поставки из США, в которых в запасах много БМП и танков: 5400 "Абрамсов", около 4000 БМП "Брэдли". То есть, проблемы количества немецкие поставки не решат, но могут быть одним из направлений. Часто повторяют, что Берлин имеет ограниченное количество "Леопард", но несколько сотен "Леопардов" - не так уж и мало, и они бы нам точно пригодились", - говорит эксперт.
Эксперты соглашаются, что рано или поздно немцы столкнутся с необходимостью дать нам танки по одной простой причине: иссякнут запасы советского оружия у стран-партнеров Германии, то есть танки советского производства нам дать не смогут. Соответственно нужно будет отправлять танки западных моделей. Проблема в том, что мы получим их с опозданием, то есть снижается темп изгнания русских с нашей территории: нам танки необходимы "на вчера".
Часто приходится встречать и аргументы относительно длительного срока овладения новой техникой украинскими военными, до сих пор не оперировавшими ни западной бронетехникой, ни авиацией. Однако эту отговорку уже достаточно убедительно опровергли украинские артиллеристы, которые несколько месяцев успешно применяют натовские "стволы" едва ли не лучше их производителей, которые это время от времени признают.
Едва ли не самый важный вопрос, касающийся поставок нам западных танков и бронетранспортеров – логистика, говорит Виктор Савинок.
"Поставка нам Pantzerhaubitze немецкого производства доказала, что они требуют обслуживания, а близко к нашей границе сейчас таких возможностей нет – например, менять стволы и обслуживать ходовую часть. Те же проблемы будут и с любыми западными танками: нужно развернуть базу или на западе Украины или где-то вблизи границы", - считает эксперт.
С ним соглашается Сергей Згурец, который обращает внимание на то, что проблема обслуживания танков западного образца, о которой часто говорят, обсуждая сложности их поставки в Украину, все равно придется решать, ведь мы перейдем на натовские образцы.
"Вопрос в размещении ремонтных центров: Pantzerhaubitze ремонтируют, например, в Литве, некоторую технику ремонтируют в Польше. То есть на период войны мы должны опираться на такой вариант. А если говорить, что поставке тяжелой техники мешает сложная логистика – тогда мы никогда полноценно не перейдем на западные образцы, хотя мы уже успешно пользуемся западной артиллерией", - заключает эксперт.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News