Блокада границы с Польшей создает проблемы для осуществления импорта в нашу страну различных товаров, в том числе, горючего, которое необходимо как для посевной кампании, так и для армии. «Апостроф» выяснял, чего ждать от цен на нефтепродукты, и будет ли дефицит бензина и дизеля.
Протестующие давят на газ
Блокирование границы между Украиной и Польшей продолжается. И существует большая вероятность того, что с 1 марта к польским фермерам присоединятся представители автоперевозчиков, которые проводили на границе свои протесты с осени прошлого года, но затем взяли паузу.
Блокада затрудняет не только осуществление украинского экспорта, в частности аграрного, но и ввоз в нашу страну многих товаров, обеспечивающих работу экономики и армии. Особую обеспокоенность вызывает автомобильное топливо. От импорта этой группы товаров Украина зависит почти на 100%, поскольку после широкомасштабного вторжения россияне первым делом нацелились на уничтожение производственных мощностей и баз хранения нефтепродуктов.
Понятно, что горючее для нужд армии, бизнеса, сельского хозяйства, частного транспорта сегодня завозится через западную границу. И перекрытие значительного участка этой границы неизбежно влияет на объемы и регулярность снабжения.
Рынок уже отреагировал на текущие события. После 9 февраля, когда поляки стали перекрывать первые пункты пропуска, цены на все виды топлива начали повышаться.
«Больше всего блокирование границы повлияло на рынок сжиженного газа, — рассказал „Апострофу“ эксперт „Нафторинка“ Александр Сиренко. - Польша является крупнейшим поставщиком этого горючего в Украину. На нее приходится около 40% нашего импорта».
При этом рынок газа критично зависит именно от автомобильных перевозок.
«Дизель и бензин технически можно транспортировать железнодорожными цистернами, так что в случае закрытия автодорог существует альтернативный способ доставки, — сказал в комментарии „Апострофу“ директор консалтинговой группы „А-95“ Сергей Куюн. - В то же время, сжиженный газ может перевозиться только специальными автоцистернами. Поэтому блокирование трансграничных автодорог приводит к тому, что перевозки просто прекращаются».
По словам эксперта, машины с газом с польской границы направляются в объезд — через Словакию, Венгрию и Румынию. Это влечет за собой увеличение времени и стоимости перевозки, из-за чего конечная цена ресурса на АЗС может повыситься на 3 гривны за литр.
«Украинские трейдеры уже покупают газ по 47 тысяч гривен за тонну, — добавляет Александр Сиренко. - Это примерно 25,65 гривны за литр. С учетом всех дополнительных затрат это означает, что на АЗС этот газ будет стоить около 29-30 гривен за литр. А некоторые сети, которые удерживают более высокую маржу, будут продавать его по 33-35 гривен».
Но поехавший в обход польской границы газ до АЗС еще массово не добрался. Сети пока торгуют горючим, завезенным раньше, поэтому цены сейчас растут довольно медленно: за время блокады средняя розничная цена выросла до 27,6 гривен. Так что основная волна подорожания еще впереди.
Газ польский или российский
Но есть еще одна тенденция, которая волнует экспертов — настойчивое проникновение на отечественный рынок газа российского производства. Принятые правительством летом 2023 года специальные меры на таможне, призванные перекрыть поставки из страны-агрессора, дали только временный эффект. Бизнес приспособился к новым условиям, усложнил «схемы» и снова нашел способ завозить российское топливо.
«Раньше польские поставщики получали российский газ, меняли документы относительно его происхождения и продавали украинским трейдерам, — рассказывает Сергей Куюн. - После того, как были внесены изменения в законодательство, которіе обязали указывать производителя газа, российский продукт исчез с рынка. Однако впоследствии эти поставщики получили в Польше лицензии на производство газа и сейчас уже выдают официальные сертификаты о том, что газ произведен в ЕС. Как результат, доля „польского“ (а на самом деле российского) газа на нашем рынке за последние месяцы выросла с 5 до 40%».
Таким образом, по мнению Александра Сиренко, блокада украинско-польской границы имеет по крайней мере один положительный момент: она хотя бы временно усложнит схему поставок российского газа.
«А уже в скором времени он может полностью исчезнуть с украинского и европейского рынка, — говорит эксперт. - В конце нынешнего года заканчивается действие исключения в санкциях против российских нефтепродуктов, сделанного для сжиженного газа. И предприятия из Польши и стран Балтии потеряют возможность завозить его из России».
Не Польшей единой
Отечественные рынки бензина и дизеля также страдают от блокады, хоть и в меньшей степени, чем рынок газа. Во-первых, нефтепродукты можно перевозить по железной дороге, что уменьшает зависимость от автотранспорта. Во-вторых, как говорит Сергей Куюн, направления поставок в Украину бензина и дизеля гораздо более диверсифицированы, и на Польшу приходится гораздо меньшая доля этих рынков.
Цены на эти виды горючего также пошли вверх, хотя не существенно. И главной причиной этого тоже стала блокада, но другая.
«В последнее время на мировом рынке начала повышаться стоимость нефти, — говорит Сергей Куюн. — Если в начале года баррель стоил 77 долларов, то сейчас цена колеблется на отметке 83 доллара, что влечет за собой удорожание бензина и дизеля. Одним из основных факторов, которые обусловливают повышение цен, являются нападения йеменских хуситов на суда в Красном море. В результате движение через Суэцкий канал значительно сократилось. Танкеры частично пошли в обход Африки, а частично вообще остановились до выяснения обстоятельств. Это давит на мировую цену».
На повышение мировых цен отреагировал и отечественный рынок.
«Наибольшее влияние повышение цен на нефть оказало на дизельное топливо, — говорит Александр Сиренко. - Оно подорожало в среднем на 1,6 гривны (за 1 литр). Причем наибольший рост наблюдался на тех заправках, которые до того торговали по самым низким ценам, включая „Укрнафту“ (находится в собственности государства, — „Апостроф“). В то же время, цены в крупных сетях, где горючее дороже, чем в других, выросли гораздо меньше — на 50-70 копеек. Цена бензина пока выросла гораздо меньше — в среднем на 30 копеек».
Дизеля хватит
Стоимость бензина и дизеля во многом будет зависеть от мировых котировок нефти. То есть от ситуации на Ближнем Востоке и в акватории Красного моря.
Кроме того, свой «вклад» в подорожание нефтепродуктов в Украине могут внести польские протестующие — если всерьез заблокируют железную дорогу. Так что сказать, сколько будет стоить горючее через неделю, месяц, полгода — сейчас не решается никто. Да — цены расти будут. Но другой вопрос — а дефицит будет, учитывая то, что приближается сезон весенних полевых работ, и спрос на дизельное топливо значительно возрастет?
«Некоторые трейдеры действительно опасаются дефицита, — говорит Сергей Куюн. - Однако рынку это вряд ли грозит. На этот раз транспортники оказались лучше подготовленными. Если во время первых блокировок они сначала несколько растерялись, что привело к задержкам с поставками горючего, то сейчас они, наученные опытом, оперативно перенаправляют потоки горючего в обход польской границы. Это позволяет обеспечить бесперебойное снабжение и полное удовлетворение внутреннего спроса».
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News