Гривна серьезно укрепилась и поддерживает экономику, несмотря на разрушительную войну и обвальное сокращение ВВП. UBR.ua разобрал вместе с экспертами, в чем причина этого аномального процесса, куда сдвинутся цены на товары широкого потребления и какие факторы на это будут влиять.
Крепкая гривна
С сентября 2022 года, когда падение "наличного" курса вследствие решения Национального банка о "перемещении" фиксированного курса с 29,25 грн/$ до 36,56 грн/$ достигло устойчивого максимума, валютный рынок демонстрирует неожиданную стабильность. Национальная валюта неуклонно укрепляется – рост составил 11,6%, с 43 грн/$ до 38 грн/$. Эксперты обращают внимание, что дешевеет не только доллар, но также и евро.
"Евро за аналогичный период демонстрировал и падение, и рост, и непосредственно с сентября прошлого года цена практически неизменная. Но если смотреть с начала года, то даже евро упал почти на 3%, хотя в мире евро растет. Так, с начала года на биржах евро подорожал на 2,6% до уровня 1,0950 к доллару США. Получается, что заслуга падения доллара и евро в Украине приходится только на сильную гривну", – прокомментировал UBR.ua аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак.
Международная поддержка
Этот феномен аналитики связывают с той финансовой поддержкой, которую Украине оказывают союзники и международные доноры.
"Во-первых, мы регулярно получаем финансовую поддержку от кредиторов, что позволяет справляться с бюджетом и не переживать о тратах ЗВР или перерасходе ЗВР. Во-вторых, спрос на валюту не растет в силу того, что заработать на девальвации национальной валюты не удается последние пару лет", – считают в ЦБТ.
Гривна еще до войны держала относительно сильные позиции благодаря экспорту, в первую очередь в Китай, который обладает второй экономикой мира. А когда в разгар войны Нацбанк разрешил банкам самостоятельно устанавливать обменный курс, это привело к расширению спреда и, как следствие, снижению интереса населения к заработку на краткосрочных спекуляциях.
"Из-за чего спрос на валюту снижался естественным образом. Кроме того, были причины, по которым предложение валюты превысило спрос. Это и отсутствие достаточных гривневых запасов у людей, которым приходится тратить валютные сбережения, и возвращение заробитчан и беженцев в страну, которые также обменивают накопления в иностранной валюте на гривну", – перечисляет Максим Орыщак.
Безналичный доллар
Тем не менее, несмотря на такое укрепление национальной валюты, потребительские цены не демонстрируют снижение. Эксперты объясняют такой феномен тем фактом, что цены привязаны в первую очередь к экспортно-импортным операциям, а те в свою очередь зависят не от наличного, а межбанковского курса доллара, который на данный момент зафиксирован.
"Наличный доллар, на который почему-то все обращают внимание – это лишь капля в море. Основные сделки происходят на безналичном рынке, они составляют 90% всех операций. Все эти операции всегда в последний год происходили по 36,6 грн/$, ничего не менялось. Наличный доллар используется для людей, для сбережений, для панических настроений, для черного рынка. А для продуктового рынка, других рынков вообще без разницы, какой наличный доллар", – прокомментировал UBR.ua координатор экспертных групп Экономической экспертной платформы Олег Гетман.
Действительно, есть небольшой процент предпринимателей, которые "психологически" учитывают наличный курс в своем ценообразовании, но их доля в общей массе невелика, поэтому это никак не может "толкать" цены вверх или вниз.
"Это делает небольшая доля бизнеса, может быть, небольшой ритейл, может еще кто-то. Нормальные серьезные компании уровня [Metro] "Кэш энд Керри" или АТБ таким не занимаются. Они импортируют продукцию по 36,6 грн/$ и продают в соответствии с этими ожиданиями. Если продукция долгого хранения, они теоретически могут заложить какие-то свои ожидания, но не такие безумные, как когда покупают по 36,6 грн/$, а закладывают 45 грн/$", – считает Олег Гетман.
Также некоторые компании могли теоретически закладывать курс около 38-39 грн/$ исходя из прогнозов своих аналитиков о возможном очередном изменении Национальным банком фиксированного курса в сторону его дальнейшего ослабления.
"Цены более или менее стабилизировались. Могли быть такие ожидания летом, например, в прошлом году, осенью, когда происходили более жесткие события. Сейчас они этого не ожидают, и, соответственно, цены более или менее стабилизировались, они уже исходят из расчета 36,6 грн/$ и в принципе не ожидают каких-то скачков", – уверен Олег Гетман.
Замедление инфляции
Согласно подсчетам "Центра экономической стратегии" за 2022 год, в среднем продукты и транспорт в Украине подорожали год к году на 35% и 40% соответственно. В большинстве областей рост цен на продукты составил 29-31%. Однако в целом средневзвешенный рост цен в стране оказался ненамного большим, чем в других европейских государствах.
По итогам 2022 года показатель инфляции достиг 26,6%, что оказалось ниже ожидаемых 30%. В этом году цены растут не столь бурно. Так, в марте 2023 года потребительская инфляция в годовом исчислении замедлилась до 21,3% с 24,9% в феврале.
В Нацбанке ожидают, что инфляция в 2023 году еще больше замедлится, а в последующие годы – вернется к однознаковому уровню. Центробанк пересмотрел прогноз на текущий год – с 18,7 до 14,8%. В 2024 году инфляция снизится до 9,6%, а в 2025 году – до 6%.
Падение бизнес-активности
Сокращение экономики на данном этапе не способствует падению роста потребительских цен, ведь бизнесу нужно как-то покрывать прямые и косвенные потери. Есть и другие факторы, которые вообще не стимулируют предпринимателей снижать цены.
"Во-первых, спекулятивный настрой бизнеса и потребность в компенсации потерь от сократившейся бизнес-активности в период войны. Кроме того, государство нужно выручать и поддерживать казну налоговыми отчислениями. Во-вторых, ценообразование зависит не только от курса иностранной валюты. Здесь и фактическая стоимость бензина, цен на электричество и другие условия производства товаров", – рассказывает Максим Орыщак.
Кроме того, для бизнеса, который взял осенью кредит на покупку дизель-генераторов, необходимо эти кредиты гасить, в результате чего маржа от укрепления гривны идет как раз на компенсацию затрат.
"Если деньги на покупку генераторов были заемными, то сейчас приходится их возвращать, соответственно, бизнес не может позволить себе снизить цены на товары, пока не компенсирует эти экстренные траты", – считают в ЦБТ.
Что будет с ценами
В связи с вышеперечисленным потребительские цены в дальнейшем точно не будут падать и фактор укрепления гривны на наличном рынке на это вряд ли повлияет. Бизнес в любом случае закладывает в ценообразование риски затягивания войны и вызванных ею для рынка негативных последствий.
"Мы считаем, что в Украине цены падать не будут. Если были бы понятны сроки, то тактика поведения бизнеса была бы иной, и многие могли бы "работать в ноль" или с минимальной прибылью, понимая, что всем сейчас нелегко, но мы на пути к восстановлению. А так – никто не знает, на какой срок понадобятся финансовые запасы, и каждый старается обезопасить себя и свои семьи от последствий затяжной войны. Среди внешних факторов давления на цены в Украине мы рассматриваем потенциал роста цен на энергоресурсы", – считает Максим Орыщак.
К такому же выводу приходит и Олег Гетман. Основным фактором направления цен сейчас является рост цен в мире на нефть и нефтепродукты.
"Если существенно вырастет стоимость того же топлива, оно повлечет за собой рост цен на 5-10%. Это может быть такая "мина". Из-за поднятия цен на нефть, которая, к сожалению, движется сейчас вверх. Если нефть снова достигнет 100 долларов за баррель, то это потянет вверх на 3-4-5 грн цены на горючее. Плюс возвращение акциза – еще на 3-4-5 грн. И эти 10 грн подорожания горючего уже могут повлиять на логистику, на потребительские товары, в частности, на продовольствие", – резюмирует Олег Гетман.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News