Год. 13 апреля прошел ровно год с тех пор, как началась операция силовиков на Востоке Украины против сепаратистов и гибридных частей ВС РФ. Всего лишь за 12 месяцев мы изменились навсегда и окончательно. Родилась армия, перестала, наконец, быть «украинской бумажной» – дорогой и страшной ценой.
Поток похоронок и лица павших уже не вводят в ступор, а фамилии погибших не пишутся бегущей строкой на ТВ. И уж тем более из них не формируют очередную «небесную сотню» — нужны уже полки, чтобы вспоминать наши жертвы. На улицах полно людей в форме, некоторые из них опираются на палку или хромают, рядом в поезде едут беженцы (оттуда) и строители (туда), снуют волонтеры, солдаты в обе стороны, в плацкарте сопят в непривычной тишине дети и кто-то перебирает гитарные струны.
Конфликт закрутил, поломал жизнь, перемолол, сорвал с места, заставил увидеть, как всё устроено у нас в стране, или еще дальше уйти в свои иллюзии. Десятков тысяч людей коснулась война, сотен тысяч не коснулась, но и те, и эти должны понимать, что происходит на огромном фронте от Луганска до моря и почему всё происходит так, а не иначе. Особенно это касается реальных фактов о состоянии на Востоке.
Нам отчаянно хотят внушить, что мы даже слабее, чем в реальности. Противник не гнушается для этого спилить и вывезти городской знак Дебальцево, возле которого любили фотографироваться украинские бойцы. Зачем? Чтобы доказать, что любые символы будут растоптаны, а государство неспособно защитить своих граждан. Киборги?
Значит, начнем месяцами атаковать по узкой простреливаемой полосе руин, теряя людей, лишь бы показать бессмысленность сопротивления даже в двух изолированных зданиях. Или начнем заранее врать про окружение в «битве за выступ», банально бросая свои танки на минные поля, как в Углегорске, и пробивая ОП тоннами снарядов. Лишь бы прожужжать на всех СМИ об очередном несуществующем «котле» к Минску. Именно оттуда растут ноги у всех профессиональных паникеров в Сети, у инсайдов и предсказаний, у очередного «закрытия» шоколадного завода в Мариуполе или знаковых разоблачений срывов поставок в ВСУ.
В информационном поле действуют десятки групп – от откровенно путинских троллей и пропагандистов до представителей наших СМИ в формате «джинсы», обожающей горячие заголовки. За год пора бы уже выработать иммунитет к громким словам и понимать, куда клонят собеседники. Свои чаще всего просят помощи, совета или ресурсов. Всё остальные хотят нагадить в мозги. Не устанем повторять это в каждом обзоре: гибридная война нацеливается прежде всего на волю и душу, а захват двух зданий или населенного пункта в глуши — дело не главное.
Знаковые события прошлой недели? Превращение села Широкино в демилитаризованную зону. Правда, оно не пошло дальше бумаги и заверений мониторинговой группы ОБСЕ – там ведут огонь и танки, и тяжелые минометы, постоянно происходят стычки мобильных групп. По факту, в черте поселка работает легкая пехота Национальной гвардии, а коридор внутрь обеспечивают при помощи огневого контроля ВСУ.
Как и повсюду на Востоке, здесь нет окопов от горизонта до горизонта, а только опорные пункты – большинство сил регулярной армии на западном направлении и на высотах, сам поселок контролируется только несколькими ВОП. Поэтому ДРГ противостоящих сторон довольно комфортно чувствуют себя в частном секторе, в то время как зданиям крепко достается от крупного калибра.
Несмотря на нытье профессиональных пессимистов и несколько громких «инсайдов» ранней весной о том, что ради Минска программа подготовки с Запада будет свернута, инструктора 173 дивизии ВДВ США прибыли в Украину обучать наших ребят из Национальной Гвардии. Мало того, что именно эти американцы произвели самую массовую после Второй Мировой высадку парашютным способом в Северном Ираке, на аэродром Башур — у десантников более пяти командировок в горячие точки за десять лет, в том числе Афганистан и тот же Ирак.
Нас обучают одни из лучших солдат этой планеты, нужно соответствовать. Троллям на заметку– никакие пляски вокруг столовой сержантов в Яворове, нежданные инсайды с помоек или рассказы, как янки не воюют без ванильного мороженного, не остановят помощь Запада, работу трастовых фондов или поставки средств ПНВ и связи. Программа реорганизации силовиков будет идти своим чередом. Кошмарный сон ватника – ВДВ США во Львове, бронемашины в Борисполе, корабли с помощью разгружаются в Одессе.
Прошлая неделя продолжила череду бессмысленных и кровавых «траншейных» перестрелок, войны блоков в отдельно взятых селах и методичной подготовки к очередному обострению. Его масштаб уже невозможно скрыть ширмой перемирия, в которое, кстати, никто не верил изначально. Обе стороны откровенно готовятся к весенней кампании – накапливают ГСМ, боеприпасы, маневрируют живой силой и техникой.
Согласно данным разведки, противник за время, прошедшее с последнего Минска, получил около 200 танков, чтобы вы понимали масштаб – именно на столько увеличится бундесвер в течение последующих двух лет. Мы не знаем, когда точно будет наступление. Возможно, это мероприятия для того, чтобы не дать добить новообразования после мобилизации ВСУ, или элемент блефа в переговорах, но РФ продолжает накачивать сепаратистов тяжелыми вооружениями.
У них больше ресурсов и есть открытая возможность выбора точки для приложения усилий, а ВСУ всегда будут реагировать на движение – степень готовности никогда не будет высокой, потому что даже с самым масштабным за всю истории Украины бюджетом потребности армии закрываются процентов на 60-70. Поэтому мы продолжаем убеждать всех в миролюбии, проводя масштабные учения, в том числе и бригадные, сдавая три-четыре десятка бронемашин каждый месяц, строя два артиллерийских катера и отвечая огнем на огонь, но всё же придерживаясь конвенционального после Минска калибра и стараясь не обострять.
Сектор «А». Там с 13 апреля почти каждый день перестрелки по линии Новотошковское – Трехизбенка – долбят танки, зенитные установки, были две попытки штурма блоков. Боевиков интересует фланг оборонительных позиций на Бахмутке и возможный плацдарм для форсирования реки.
Они щупают, щупают и щупают наши позиции. Село Крымское, село Сокольники, урочище Суходол, Орехово – всю неделю тут неспокойно, у нас есть потери, опорные пункты под огнем стрелкового оружия и гранатометов, здесь также любят действовать диверсанты из-за сложного заболоченного дефиле. 16 апреля атакован блок в районе Донецкого, которое в Луганской области – рейд отражен наличными силами.
Станица Луганская — на удивление тихо, работают снайпера, несколько раз легкое стрелковое, минометный удар под Сизым, но в целом по направлению замечаются только беспилотные аппараты и инженерные работы гибридной армии. Вероятнее, возможное наступление будет идти по линии западнее, с целью блокады Счастья – по ВОП ВСУ со стороны Веселой Горы регулярно ведут стрельбу крупнокалиберные пулеметы и АГС с целью вскрыть здесь систему обороны. В общем, по сектору тенденция к обострению – на блоках раненые, уничтоженный автомобиль регулярной армии, несколько зафиксированных пусков ПТРК.
На Артемовском направлении без перемен. Есть локальные стычки, попытки вести минную войну на коммуникациях, но, судя по всему, после наступления на Дебальцево основные силы сепаратистов переброшены южнее. Значит, местных адептов «русского мира» хватает только на магазин, выпущенный в сторону блок поста ВСУ и пары мин в сутки; сколько бы не везли из РФ белых машин и поездов с боеприпасами, а снабжать дугу в триста километров — это не шутки.
Под Горловкой на линии Кирово – Ленинское (отличная пара названий для поселков на Востоке Украины в 21 веке, прямо лакмусовая бумажка мусора в голове у ваты) регулярное противостояние, не выходящее за рамки Минска – ЗУ 232, «Васильки», крупнокалиберные пулеметы. Пресечены две попытки диверсантов перейти линию соприкосновения, на месте контакта — обрывки бинтов и использованные тюбики, у сепаратистов потери. Если брать фронт как единое целое, то без разделения по секторам около пяти-шести раз в сутки ВСУ подвергаются обстрелам 120 мм. минометами, три эпизода за прошлую неделю «взяли на себя» РСЗО БМ-21, но скромно, максимум по половине пакета; чуть ниже, в районе Волновахи заходили 122-мм снаряды от Д-30.
Самое пекло, как и на прошлых неделях, перемещается под Донецк и в сектор «М». Количество обстрелов здесь уже плавно приближается к 60-70 процентам нарушения режима тишины, и останавливаться эти цифры не собираются. Бои — именно серьёзные бои — под Песками, беспрерывные обстрелы Авдеевки – танки на прямой наводке, САУ, кочующие минометы. Регулярные прорывы мобильных групп гибридной армии к Опытному и Водяному.
Можно брать любой день прошедшей недели – 15, 18, 19 апреля особенно жарко. Цели атак – не давать наращивать инженерное обеспечение позиций, нащупывать пути для массового наступления, разрушать систему огня между опорными пунктами, просто оказывать давление. По Авдеевке регулярно наносит удары артиллерия, правда, далеко не в тех объемах, как до перемирия — единственный плюс.
Этот крупный город с 35 тысячами населения, скорее всего, будет основной целью для наступления весенней кампании боевиков – треугольник перед Донецком сковывает немало сил гибридной армии. 4 эпизода танковых перестрелок и больше дюжины массированных обстрелов с разных направлений в сутки могут говорить о том, что существует план мгновенного сближения массой бронетехники и штурм поселков до того, как крупный калибр регулярной армии вернется на позиции до перемирия.
Сектор «М» традиционно завершает обзор боевых действий за 13-19 число. В Широкино был значительный временной перерыв, почти двое с половиной суток, когда не стреляли. В остальное время вокруг высот и в частном секторе шло упорное и жесткое противостояние за удобную позицию в самом поселке. Противник здесь применяет весь спектр вооружений, от тяжелых пулеметов и зениток на МТЛБ до САУ и танков на прямой наводке. Отдельные блоки НГ Украины подвергались обстрелам до 8-9 раз в сутки, по поселку зафиксированы пуски ПТУР.
Именно там Азов потерял грузинского инструктора 18 апреля, также у полка есть санитарные потери – легкая пехота входит в застройку, снимает мины противника, ставит свои, расчищает завалы, и засады в таких ситуациях — неизбежное зло. По линии Кальмиуса огневые контакты – противник не проводит штурмовых действий, а ведет беспокоящую стрельбу, разведку боем, подавляющий обстрел по площади в районе вероятного форсирования водной преграды. Всего по потерям регулярных сил противоречивые данные, но речь идет о двух десятках людей по всем структурам, убитыми и раненными, официальные цифры по прошлой неделе что-то не пляшут, а писать наугад мы не станем.
В рамках рубрики «Разрушители легенд» короткий экскурс в популярное заблуждение – «учения только для Национальной гвардии, техника только для НГ, все для МВД, АСАВ». Нет, ребята, это не Порошенко с Пастором желают укрепить вертикаль, чтобы разогнать Майдан 3.0. Это вся структура создается с ноля. 1 оперативная бригада — сводная часть, частично набранная после Майдана и из первой волны добровольцев.
В Азове просто куча людей, никогда не бывших в армии и вообще не выходивших дальше стадиона. Харьковская оперативная бригада сколачивается из россыпи конвойных и патрульных батальонов, у которых в штате 4 пулемета и БРДМ. Батальон имени Кульчицкого – 1-2 резервные батальоны НГ, первого созыва, после спешной подготовки, комиссии за три дня и ДШК на автомобилях.
Какие бы ни были мотивированные добровольцы, ни базовый тренинг, ни снаряжение, оставляемое 173 дивизией США после Яворова, включая современную связь, ни тяжелая техника им не помешают. Укрепление точечно частей легкой пехоты, а не размазывание ресурсов по огромному фронту – правильное решение. Несмотря на то, что меня дико давит жаба, когда пограничники и бойцы НГ гоняют на новеньких бронемашинах, пока мы крутим ржавые гайки под «мотолыгами», ага.
Подводя итоги: бои идут своим чередом, подготовка к наступлению боевиков видна даже для неспециалистов, ВСУ набрали свои 50 тысяч людей и готовят самые мотивированные части для продолжения противостояния. «Ситуация стабильно непростая, но контролируется» – девиз прошлого года. Посылайте пропагандистов из РФ за горизонт, думайте головой по каждому факту, помогайте армии, ведь именно она стоит между вами и маргиналами из ДНР.
Потому, что можно бесконечно искать «зраду» и предлагать расстрелять всех депутатов, но если у вас возле детской площадки окопается САУ, всё будет видеться немного с другого ракурса. Например, из подвала. Поэтому, лучше займитесь посильной помощью. А Украина, несмотря на вопли паникеров, выполнит план по мобилизации, вооружит новые части и в очередной раз остановит врага. Оставайтесь на связи и оставайтесь живыми. Мы победим.
Напомним, Возле Великой Новоселки крайне тяжелые бои, - DeepState.
Ранее Вести-ua.net писали, Третий срок президента Порошенко.
Также Вести-ua.net сообщали, День памяти жертв Голодомора: 91 год со времен трагедии.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →