Скажу сразу: это не история о газовых контрактах. Это скорее история о президентских рейтингах, согласно самым свежим из которых, за Юлию Тимошенко готовы проголосовать 15% избирателей, а за Петра Порошенко – 12%. И даже не о рейтингах, а о том, что делают во имя их. А делают кое-какие нехорошие и неправильные вещи. Забывая о том, что к Юлии Тимошенко, ее контрактам, ошибкам, промахам, к ее партии и ее окружению можно относится по-разному. И только к закону нужно относиться хорошо. Желательно даже – почтительно.
Так вот, закон говорит о том, что никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление. Поэтому поползновения главы фракции БПП Артура Герасимова реанимировать "газовое" дело Тимошенко – это не только политическое дежа вю, это еще и юридический нонсенс. Впрочем, до недавнего времени слова Герасимова оставалась всего лишь словами Герасимова. И не более. Но 8 июня тема Тимошенко затесалась в тезисы главы державы, с которыми он выступал на Киевщине. Тогда-то Порошенко и сказал буквально следующее: "Я не говорю о криминальной ответственности (в отношении тех, кто участвовал в составлении газовых контрактов 2009 года), это не дело президента, есть соответствующие органы. Я говорю о политической ответственности".
На счет органов хотелось бы поподробнее. Конечно, и суды (от низшей инстанции к высшей), и прокуратура, и СБУ всецело и полностью находятся в руках президента, но толку-то? После своего освобождения из Качановской колонии Тимошенко прошла троекратное юридическое очищение. Во-первых, Верховная Рада декриминализировала статьи 364-365 Криминального кодекса Украины, в которых речь шла о превышении служебных полномочий и на которых базировалось обвинение ЮВТ.
Во-вторых, в 2014 году Верховная Рада приняла закон "О реабилитации лиц во исполнение решений Европейского суда по правам человека". Согласно нему, лица, осужденные по ряду статей (среди которых сугубо "экономические" статьи, включая вышеупомянутые 364-365), считаются реабилитированными при определенных условиях. В частности, действие закона распространяется на лиц, осужденных в период с 1 февраля 2010 года по 1 марта 2014 года. Реабилитации также подлежат лица, по жалобам которых Европейский суд по правам человека установил нарушение статьи 18 Конвенции о защите прав и свобод человека. И Юлия Тимошенко, и Юрий Луценко (нынешний глава ГПУ) подпадали под действие данного закона и были реабилитированы еще три с лишком года назад.
В-третьих, приговор в отношении Тимошенко был отменен. Верховный суд Украины аннулировал вердикт Печерского районного суда от 11 октября 2011 в так называемом "газовом" деле. И, как прокомментировал защитник Тимошенко Сергей Власенко, "это означает для Юлии Тимошенко не только политическую, но и полную юридическую реабилитацию". Казалось бы, на этом можно ставить точку? Все так бы и было, если б не желание власть предержащих клонировать эту точку в многоточие.
Загвоздка только в том, что юриспруденциями всего мира признается незыблемость принципа non bis in idem – никто не может быть дважды притянут к ответственности за одно и то же правонарушение. После слов Порошенко (которые, как на мой взгляд, звучат прямым призывом к "органам" начинать "рыть" на ЮВТ) эту норму права, возможно, попробуют обойти. Как именно? Об этом лучше спросить спецов из президентского окружения.
Возможно, кто-то попытается доказать, что речь идет не об одном и том же эпизоде, а о разных преступлениях. При Януковиче Тимошенко судили по экономическим статьям, а при Порошенко начнут инкриминировать госизмену. Впрочем, это – как вариант. Есть и другой путь – более длинный и муторный. Принцип non bis in idem можно трактовать как то, что никто не может быть привлечен дважды к одному и тому же виду ответственности. То есть криминальная статья у Тимошенко уже была, а теперь ее можно привлечь к ответственности иного рода?.. Пока что сложно спрогнозировать сценарий, по которому будет прокладывать путь к цели юридическая казуистика, но одно можно сказать наверняка: кто ищет – тот найдет. И кто ищет повод, тот найдет и средства, чтобы данным поводом воспользоваться.
Вот, кстати, и повод иного рода. Чтобы не мараться с давнишним "газовым" делом, можно использовать более свежий компромат. Все тот же легендарный Печерский суд уже сейчас обязал ГПУ открыть уголовное дело против "Батькивщины" за недостоверные данные в финансовом отчете партии, установленные в ходе расследования программы "Наші гроші". А вот Национальное агентство по предотвращению коррупции вообще не стало ждать обращений со стороны суда, а, обнаружив финансовые нарушения, завело уголовное дело по факту подделки документа.
Правильный ли это шаг? И, главное, обоснованный ли он? Возможно. Как говорит наш президент, пусть с этим разбираются компетентные органы. Настораживает нечто иное. Примером, существует некий кандидат в президенты Украины с довольно высоким рейтингом. Настолько высоким, что его имя занимает третью позицию в списке наиболее желанных электорату кандидатур. Это означает, что он вполне может выйти во второй тур выборов – во всяком случае, вероятность такого исхода высока. Но вот незадача! В городе, где данный кандидат служит мэром, случается мусорный коллапс, который и хоронит (под грудами отходов) его рейтинг. При этом "мусорная" тема весьма искусно подогревается, педалируется и тиражируется до тех пор, пока кандидата окончательно не списывают в архив.
Затем наступает очередь следующего кандидата. Также очень рейтингового. Даже самого рейтингового на сегодняшний день. Кандидата, который был вовлечен в конфликты (с посадкой в тюрьму или без) во времена правления всех украинских президентов, за исключением разве что Леонида Кравчука. На этого кандидата уже шьется новый и проветривается старый компромат. Его очень заманчиво устранить от участия в выборах вообще. Для этой цели, как поговаривают, и придерживается до поры до времени удобный и ручной глава ЦИК, который и сам "ходит под статьей".
Все это нужно для того, чтобы во второй тур вместе с главным спарринг-партнером вышел заведомо "проигрышный" кандидат. Например, фрик-популист или старый кадр от Партии регионов (как бы не назывался ее парламентский филиал сейчас). Выбрать в качестве визави кого-то, вызывающего общественную идиосинкразию – это отнюдь не новый, испытанный временем трюк. Так в свое время поступал Кучма, вытянув во второй тур коммуниста Симоненко, так пытался сделать и Янукович, ставя на ультраправого Тягнибока. Именно так предполагает действовать и Петр Порошенко, вот только замахнулся он на политика настолько живучего, что его попытка устранить данного политика обернется против самого же Порошенко.
Где скорее окажется Юлия Тимошенко – в президентском кресле или в тюремной камере – вопрос еще тот. Те, кто думает, что подталкивает ее в сторону СИЗО, на самом деле мостит ей дорогу в направлении Банковой. Умение ждать, столь характерное для Юлии Владимировны, похоже, совершенно не присуще Петру Алексеевичу. У которого, к тому же, очень сильно шалят политические нервы. А это явно не к добру. В первую очередь для него самого.
Источник: Михаил Поживанов, 112.ua
Напомним, Возможный ядерный удар РФ: у границы с Украиной Венгрия готовит системы ПВО.
Ранее Вести-ua.net писали, Потеря контроля Банковой над Радой: к чему приведет кризис в парламенте.
Также Вести-ua.net сообщали, До конца года этим шести знакам зодиака сказочно повезет.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →