Антимонопольный комитет (АМКУ) оштрафовал 10 ноября пятерых производителей сливочного масла, продукция которых по факту сливочным маслом не являлась. Вместо молочных жиров экспертиза обнаружила под брикетами трансжиры, эмульгаторы и пальмовое масло. Заводы, сбывая псевдомасло в магазины и бюджетные учреждения, в том числе школы, получали сверхприбыль в 100% от реализованного фальсификата.
Мошенничество обошлось предприятиям в 30 млн грн, однако наказание, сетуют собеседники UBR.ua, редко настигает фальсификаторов – при том, что такие компании существуют далеко не только на рынке молочной продукции.
Жирный навар и низкое производство. Почему подделывают молочную продукцию
Решение АМКУ стало результатом исследования Госпродпотребслужбы, проводимого с прошлого года в рамках проекта телеканала 1+1 "Стоп фальсификат" при участии ряда общественных организаций по защите прав потребителей и экспертизы продуктов. Нарушения обнаружили у следующих предприятий:
- Богодуховский молзавод, Харьковская область – штраф 20,6 млн грн.
- Малороганский молочный завод, Харьковская область – штраф 4,4 млн грн.
- Гайсинский молокозавод, Винницкая область – штраф 3,6 млн грн.
- Симол, Киевская область – штраф 1 млн грн.
- Томаковский маслосырзавод (ООО "Интер-Мол") – штраф 986 тыс. грн.
Как следует из сюжета 1+1, штрафы производителям были выписаны исходя из количества нарушений. К примеру, из всей отобранной продукции Богодуховского молокозавода нашли 16 образцов "сливочного" масла, где были растительные жиры. У других производителей было выявлено по 1-2 таких образца, хотя в некоторых случаев – к примеру, у предприятия Интер-Мол, – выбранный для исследования продукт совсем не имел молока в своем составе, полностью состоя из растительных жиров.
Продавать смеси растительного масла и молочного масла само по себе не запрещено – такой продукт не является вредным и называется спредом. Отметим, что в товарной линейке всех пойманных на мошенничестве производителей есть как спред, так и сливочное масло.
Однако, называя одно другим, производители создают себе явное преимущество по сравнению с честными производителями: с одной стороны, указывает директор Ассоциации поставщиков торговых сетей (АПТС) Алексей Дорошенко, украинские потребитель между маслом и спредом чаще всего отдаст предпочтение маслу. С другой – себестоимость производства двух продуктов совсем не одинакова.
"Если говорить грубо, из литра молока можно сделать пачку масла, а с добавлением растительных жиров – 5", – объяснил степень маржинальности продажи фальсифицированного сливочного масла генеральный директор Института потребительских экспертиз (ИПЭ) Юрий Чернобрывец.
Правда, как отмечает Алексей Дорошенко, нарушения маслозаводов происходят не всегда из желания нажиться на потребителе.
"Молочная продукция самая проблемная, так как в Украине сырья для производства масла в виде цельного молока не хватает – поэтому его заменяют всем, чем угодно", – констатирует глава ИПЭ.
Подтверждается это и статистическими данными: как считают Ассоциации производителей молока (АПМ), для удовлетворения потребностей внутреннего рынка и экспорта Украине необходимо производить 10 млн т молока ежегодно. В то же время по информации Госстата в 2019 году в стране было произведено 9,69 млн т молока (-3,7% к 2018) – эти данные в АПМ ложными и заявляют, что реально в Украине изготавливается около 6 млн т молока в год.
Впрочем, нарушения в молокосодержащей продукции стали фиксировать не так давно: еще в 2019 году, ссылается Чернобрывец на исследования руководимого им ИПЭ, фальсификацию в сырах, сметане, сгущенном молоке, сливочном масле находили скорее эпизодически. Нынешний рост числа нарушений, уверены эксперты, может свидетельствовать о снижении доходов граждан, которые все больше ориентируются на как можно более дешевую из доступного выбора продукцию.
Что часто фальсифицируют, кроме "молочки"
Из всех продуктов наиболее часто фальсификат находят в кондитерской промышленности, рассказывает Юрий Чернобрывец о исследованиях ИПЭ. Нарушения характерны для любых товаров, от печенья до тортов, и также состоят главным образом в превышении допустимого уровня растительных жиров.
"По сравнению с кондитерской промышленностью в молочной нет проблем от слова совсем. Основные объемы пальмовых, кокосовых масел и растительных жиров в общем используются именно там – но их почему-то особо не проверяют ни в АМКУ, ни в службе по защите прав потребителей. На самом деле именно туда нужно обратить основное внимание, потому что кондитерские изделия массово потребляют дети", – выразил убеждение Чернобрывец.
Подделки фиксируют не только среди бюджетных товаров, но и среди деликатесов: как ранее рассказывал UBR.ua глава Украинской ассоциации импортеров рыбы и морепродуктов Дмитрий Загуменный, фальсификат на рынке красной и черной икры, которые изготавливают из желатина и водорослей, стал для легальных импортеров даже большей проблемой, чем контрафакт из России. Правда, реализуют ее в основном через социальные, а не торговые сети.
На рынке колбасных изделий, отмечает Юрий Чернобрывец, еще недавно существенных проблем не обнаруживалось: однако по причине ухудшения экономической ситуации, следствием чего уже стало распространение фальсификата среди молочных товаров, глава ИПЭ прогнозирует рост числа аналогичных нарушений и в данной сфере. В основном производители колбас мухлюют с продукцией следующим образом:
"Производители играют с сортами – то, что 1-го сорта, продается под маркой высшего, либо вместо свинины и говядины кладут курятину, отчего падает жирность. Чтобы ее повысить, в колбасу добавляют растительные жиры и соевые добавки – после этого колбаса как бы соответствует высшему сорту", – объяснил Чернобрывец.
Почему увеличилось число фальсификата и как исправить ситуацию
По словам Чернобрывца, уберечься от покупки поддельного продукта можно ориентируясь на цену, но главным образом – на бренд: крупные компании редко манипулируют с составом товара, опасаясь удара по репутации.
"В 90% такие нарушения характерны для мелких или средних региональных производителей. Крупные компании, как правило, не шутят с такими вещами, так как боятся за свою репутацию", – отметил Чернобрывец.
Проверить добропорядочность производителя, советует Алексей Дорошенко, можно обратив внимание на исследования общественных организаций, проводящих экспертизы продуктов: компании, не замеченные ранее в нарушениях, скорее всего не будет делать этого и после, в отличие от уже пойманных на фальсификате производителей, предполагает глава АПТС.
Среди компаний, в частности, участвующих в исследовании качества сливочного масла, были "Общественный контроль защиты прав потребителей", Всеукраинская ассоциация по защите прав потребителей "Потребительское доверие", и Общественный союз "Укрпотребконтроль". Общественные организации регулярно проводят исследования качества продуктов питания, однако, констатирует Дорошенко, недостаточно часто для того, чтобы остановить фальсификаторов.
В целом, по мнению Алексея Дорошенко, за последние 6 лет количество подделок на магазинных полках значительно возросло: товар, чей состав полностью соответствует маркировке, скорее является исключением из правил вне зависимости от вида продукции.
Основная причина такого положение дел, если не считать падение доходов граждан, в нынешней системе контроля пищевых товаров.
"Сейчас мы пришли к европейской модели, когда производитель сам декларирует, какая у него продукция и только потом, уже постфактум, ее можно проверить. В наших условиях такая система себя не оправдывает из-за коррупции", – уверен Дорошенко. С другой стороны, после ликвидации санэпидстанций защиты прав потребителей, ставшими частями Госпродпотребслужбы, заметно снизилось и число проводимых экспертиз.
"По факту служба так и не стала организацией, которая бы занималась защитой прав потребителей: для этого у нее нет финансирования на проведение достаточного количества исследований", – объясняет Дорошенко, отмечая и низкое число открытых дел на производителей, которых уличили в фальсификате: штрафование маслозаводов стало одним из немногих таких случаев.
Не занимаются проверкой товаров на своих полках и торговые сети из-за стоимости исследований. "Мне говорили: если мы будем выборочно тестировать всю продукцию в течении года, мы должны будем добавить к ее стоимости несколько процентов. Наш покупатель просто не потянет и пойдет в соседнюю торговую сеть", – делится сведениями директор АПТС Дорошенко.
"Единственный способ изменить ситуацию – увеличить число лабораторных экспертиз Госпродпотребслужбы, предоставив ей необходимое финансирование", – подытожил Алексей Дорошенко.
Напомним, Британская разведка оценила потери армии РФ за 1000 дней войны.
Ранее Вести-ua.net писали, Массовая фальсификация продуктов питания: что нельзя покупать.
Также Вести-ua.net сообщали, Россия применила межконтинентальную баллистическую ракету: может ли украинская ПВО ее сбить.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →