Мало кто знает, что в июне 2024 года открыто уголовное производство против экс-главы департамента структурированного торгового финансирования "Укргазбанка" Геннадия Хелемского и профильной заместительницы и председателя правления Наталии и Василец. Их обвиняют в нанесении государству ущерба в сумме более 800 млн. грн. Можно, конечно, на это дело не обращать внимание, но сумма ущерба слишком велика , да и в деле замешан бывший руководитель Волынской области времен Виктора Януковича Александр Башкаленко.
Соглашение на миллиард
Так, согласно данным судебных документов, четыре года назад, а именно в конце декабря 2020 года между государственным "Укргазбанком" и ООО "Нексттрейд" был заключен кредитный договор на 25 млн грн. сроком три года. “В июле 2023 года должностные лица ООО «Нексттрейд», не намереваясь в дальнейшем выполнять взятые на себя обязательства, действуя умышленно, из корыстных побуждений с целью завладения денежными средствами банка, обратилось к последнему с просьбой открытия в рамках действующего договора непокрытых. аккредитивов в общей сумме 30 млн. евро” , - говорится в судебном решении. Вероятную сделку по словам в. о. председателя правления "Укргаза" Родиона Морозова, разоблачили внутри банка в апреле 2024 года. Провели расследование и подали заявление в полицию.
Если упростить банковскую терминологию, то аккредитив – это особый вид кредита, когда определенная сумма средств “бронируется” по конкретному контракту или поставщику и выплачивается по его требованию, а должником по ссуде является получатель товара. В нашем случае, по данным судебных документов, "Нексттрейд" попросила открыть аккредитив в пользу словацкой компании NextTradeEurope sro для оплаты по контракту по купле-продаже природного газа. Банк пошел на это и открыл аккредитивы на словацкую фирму, а впоследствии – перевел ей деньги. По состоянию на сегодняшний день задолженность перед УГБ превышает 18,8 млн евро.
Впрочем, это не вся история. Как сообщают источники одного из украинских изданий в правоохранительных органах, первым контрагентом "Нексттрейда" в 2020 году был вроде бы крупный трейдер ERU Europe GmbH. И первые аккредитивы открывались для расчетов с этой компанией. Впрочем, поставки газа не производились, а сроки погашения аккредитива украинской фирмой переносились.
Несмотря на то, что финансовое состояние "Нексттрейда" ухудшалось, банк вроде бы не только не прекращал кредитование, но и наращивал его. Более того, в июле 2023 года банкиры возможно приняли решение разрешить изменить контрагента по договору с ERU Europe GmbH на NextTradeEurope. Так ли это действительно неизвестно, поскольку в судебных материалах нет упоминаний об ERU Europe GmbH.
"Родственные души"
Кроме плачевного финансового состояния заемщика и непоставок газа по контрактам, еще одним "красным флажком" для банка должно стать прямое родство "Нексттрейда" и NextTradeEurope s.r.o. С 2016 по 2020 год украинской фирмой руководил человек по имени Сергей Васильевич Воевода, футболист из Луцка, который в 2015 году баллотировался в местный совет от Оппозиционного блока. Волынское расследовательское издание “Сила правды” называет Воеводу вероятным подставным человеком семьи Александра Башкаленко. В 2020 году, когда заключался первый кредитный договор с "Укргазбанком", компанию переписали напрямую на сыновей и жену экс-губернатора. Согласно данным словацкого реестра, Сергей Воевода также с 2020 года является основателем NextTradeEurope sro. Итак, фактически украинская фирма просила об аккредитиве не для внешнего поставщика, а для вполне себе "дружественной" компании. При этом долги накапливались уже при двух контрагентах.
У "Нексттрейда" Башкаленко уже были истории, которые должны бы стать триггерами опытных банкиров: как пишет "Сила правды", в середине 2010-х компания "Некст Ойл Трейд" имела проблемы с фискальными органами, а также принимала участие в выводе бюджетных средств при поставках газа в Луганскую область. После этого фирму пришлось переименовать и вывести из управления Сергея Воеводу, на котором висели многочисленные нарушения.
Единственным способом начать гасить кредиты было инициировать возврат авансов по договорам. Однако до июня 2024 года ни банк, ни "Нексттрейд" этого не делали. 30% долга было погашено за счет депозита, но остаток в 18,5 млн. евро – более 800 млн. грн. – так и остался выведенным на счета словацкой компании.
Опытные "слепцы"
Согласно фабуле уголовного производства, должностные лица "Укргазбанка" (кредитный комитет) якобы не знали о преступных намерениях "Нексттрейда". А дело было открыто по заявлению самого банка, признав его потерпевшим от действий мошенников. Однако дальнейшие обыски, о которых сообщали СМИ и глава правления банка Родион Морозов, могут свидетельствовать о причастности к этой операции вполне конкретных должностных лиц. В частности, речь идет об экс-главе департамента структурированного торгового финансирования "Укргазбанка" Геннадии Хелемском и профильной заместительнице председателя правления Наталии Василец.
Хелемский – известный кредитный эксперт, в свое время претендовавший на должность председателя правления государственного Ощадбанка. Он «имел репутацию одного из ключевых банкиров страны, отвечал за успешные контракты "Укргазбанка" с ЕБРР, Всемирным банком, IFC и другими международными финансовыми учреждениями ", - пишет о нем "ZN", по данным которого финансист, уже в качестве сотрудника ДТЭК, якобы находится сейчас в командировке в одной из стран ЕС. Хелемского считают человеком экс-председателя правления НБУ Кирилла Шевченко, также возглавлявшего "Укргаз" (подозревается НАБУ в хищении средств банка, сейчас скрывается в Австрии).
Василец несколько лет назад была одной из претенденток на должность председателя правления "Укргазбанка" по квоте Шевченко. Вместе они работали в банке "Финансы и Кредит" Константина Жеваго. В "Укргазе" Василец работает с 2014 года.
Среди других фигурантов также называют Тамару Савощенко, другого заместителя председателя правления, ранее прошедшую весь карьерный путь в Укрсоцбанке до его продажи российскому Альфа-Банку. Савощенко также является фактической креатурой Шевченко – ее муж Олег Савощенко работал с экс-председателем НБУ в Терра Банке, а впоследствии стал директором департамента дистрибуции в Укргазбанке по квоте того же Шевченко.
Таким образом, по меньшей мере три ключевых человека в кредитном комитете были под контролем Шевченко, который с июля 2020 года возглавлял НБУ. Нельзя исключать, что они "не заметили" финансовые проблемы "Нексттрейда" умышленно.
Следовательно, очевидно, что кроме собственно иска об убытках и возмещениях из компании Башкаленко, а также ее банкротства, "Укргазбанку" может стоило бы не только отстранить двух заместителей председателя правления и инициировать объявление в международный розыск Хелемского. Обыски у руководства банка проводила не начинавшая расследование полиция, а НАБУ. А это значит, что они, вероятно, уже фигурируют в деле как подозреваемые.
Можно предположить, что речь идет именно о хищении государственных средств, а не об обычном "брежности" кредитного комитета рядового коммерческого банка.
Кроме того, не лишним будет судиться и с словацкой фирмой. Пока же единственной реальной мерой влияния, которая была предпринята в отношении фигурантов дела, является арест счетов “Нексттрейда”, который, очевидно, временный. Более того, от этих мер семья луцкого предпринимателя точно не оскудеет, ведь ей и дальше принадлежат ряд торговых и жилых объектов в регионе, а также энергетический бизнес.
***
Хочется надеяться, что прозрачное и оперативное расследование дела с участием семьи бывшего функционера Партии регионов и ставленников Кирилла Шевченко, который и сам много лет работал вместе с финансовыми структурами семьи Виктора Януковича, даст сигнал всему рынку о начале очищения от коррупционных "заточек" тех времен. А также продемонстрирует неотвратимость наказания для желающих эти схемы восстанавливать.
Почему вы можете доверять vesti-ua.net →
Читайте vesti-ua.net в Google News